
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
хомяковъ. 399 ва роль, которую въ ыосковскихъ <ллте-ратурныхъ салонахъ» вгралъ X., въ ве-скончаемыхъ спорахъ со <своими> и «чужими? развнвшш замечательный даръд1а-лектпки. Герцонъ такъ отзывался о Хомякове, какъ спорщике: «X. былъ действительно опасный протпвннкъ; закалившейся старый бретёръ д1алектпки, онъ пользовался малейшимъ разс'Ьяшемъ, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человекъ, обладавшей страшной эрудицией, онъ, какъ средневековый рыцарь, карауливипй Богородицу, спалъ вооруженный. Во всякое время дня ? ночи онъ былъ готовь па запутаннейшш споръ и употреблялъ для торжества своего славянскаго воззрения всо на свете— отъ казуистикп визаитШскихъ богосло-вовъ до тонкостей нзворотлдваго легиста. Возражентя его, часто мшшыя, всегда ослепляли и сбивали съ толку». Остроты ? анекдоты Хомякова, его уменхе вышучивать противника, отетацванхе имъ то-чекъ зр'Ьн1л, иногда казавшихся взаимно-противоречащими, заставили тогда Герцена назвать ого « бездушны мъ» и < суетными. >, но лпца, блыжо его знавийя, отзывались иначе о дхалектцчеекгхъ упраж-ненхяхъ Хомякова. К). ?. Самарниъ го-ворилъ в послед ctbin, что для людей, со-храштшихъ въ себе чуткость неповре-ждеинаго релнпознаго смысла, но заау-тавшихся въ противоречхяхъ и раздвоившихся душою, X. былъ своего рода эмансипатором ъ; онъ выводилъ ихъ на прос-торъ, на св'Ьтъ ВожШ и возвращалъ имъ цельность религиознаго созиашя, Для самого Самарина, равно какъ и для К. С. Аксакова, встреча въ 1840 г. съ Хомя-ковымъ была решающимъ собыпемъ въ ихъ жизни. X. спревосходилъ ихъ, писалъ нотомъ И. С. Аксаковъ, не только зрелостью летъ, опытомъ жизни и универсальностью знанш, но и уднвительнымъ, гармо-ническимъ сочеташемъ противоположностей нхъ об'Ьихъ натуръ. Въ номъ поэтъ не агЬшалъ философу, и философъ не сму-щалъ поэта; мштсзъ веры и анализъ науки уживались вместе, не нарушая правъ другъ друга, напротивъ въ безусловной, живой полноте своихъ нрааъ, безъ борьбы и противоречия, но свободно и вполне примиренные». Настояшя Д. А. Валуева были причиною тому, что X. принялся за заиисыванхе своихъ взглядовъ; приблизительно въ 1838 г. X. сталъ работать надъ гронадиымъ трудомъ по всеобщей истории, который остался незакоп-ченныыъ и былъ изданъ уже после его смерти. Это его <Записки о всемирной исторш», которыя онъ самъ озаглавилъ въ рукописи непонятными 4-мя буквами <11. и. и. «.>, а друзья въ шутку называли ? <Семирамидою». Этотъ трудъ представля-I етъ, по меткому выражению ?. ?. Гиль-фердинга, какъ бы «ученые мемуары», въ которыхъ X. въ продолженie почти двадцати летъ запысывалъ для себя, въ систе-матическомъ порядке, свои соображешя, мысли и выводы объ исторш человечества. Несмотря на совершенно случайный по-водъ, по которому начала писаться «Семирамида?. она является разительнымъ доказательством тому, что къ концу 30-хъ го-довъ въ уме Хомякова уже была выработана целая историческая система: иначе, какъ указываетъ тотъ же ?. ?. Гнльфер-дпыгъ, было бы совершенно невообразимо, чтобы эта огромная масса разнообразней-шихъ фактовъ могла быть съ перваго раза сгруппирована съ такою последовательностью въ сочинении, которое сампмъ а второмъ не предназначалось для печати и имеется предъ нимъ какъ черновой набро-сокъ безъ прииисокъ и поправокъ, безъ перестановокъ и безъ де.тешя на главы или какхя бы то ни было рубрики. Въ связи съгромадяымъ, предпринятымъ имъ трудомъ, X. много читалъ и занимался; въ это время онъ основательнее познакомился съ грочсскимъ язы комъ и занялся саяскрп-томъ: по свидетельству санскритолога К. А. Коссовича, опъ въ 30-хъ годахъ чвталъ и свободно изъяснялъ Рягъ-Веду. Около того лш времени X. изучалъ локхйскхл над-ппеп, въ которыхъ находилъ следы славянства, усвоилъ себе оснсвашя еврей-скаго языка ? изучилъ остатки фпннкш-скаго языка. Научныя занят!я не мешали беседамъ въ кружкахъ, посещавшихся Хомякошмъ. Зимою 1839 г. на одномъ изъ еженед'Ьлышхъ. вечеровъ у Кяреев-скаго, онъ прочнталъ свою никогда не назначавшуюся для печати статью сОета-ромъ и повомъ», первую формулировку взглядовъ своихъ на древнюю Русь, на Западъ н на задачи современной Руси. Статья эта начинается съ резкаго приговора надъ московской Русью («безграмотность, неправосудхе, разбой, крамолы, не-