
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
572 ПОГфирьЕВЪ. ныхъ философов* и юр и сто въ, занимался филологией, исторгей, наконец*, физикой; писал* доклады и статьи по вс-Ёмъ названным* предметам*. По следам*, оставленным* Попугае а ым* въ литературе и въ д^лахъ Общества, можно составить о немъ довольно определенное нредста-влете. Это былъ человек* серьезнаго ума, cTporifi къ себе и другим*, страстный, увлекавшийся, воспитывавшей себя на литературе французских* теоретиков*— «вольнодумцевъ» ХУШ в. и самъ ставппй «вольнодумцем*»: его идеалом* общественнаго устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ея суровыми установлен! я ми, особенно по части воспиташя; самымъ дорогим* для него звав1ем* было «титло гражданина»; лучшим* богатством*—личная свобода; наибольшим* злом* онъ считал* бездеятельность, честолюб1е, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порою и резко П. успел*, высказать и въ своихъ страстных* стихотворениях* на «Граждансйе мотивы/. Как* и npo4ie сотрудники .Общества, онъ приветство-валъ новое царств оваше, обещавшее покровительствовать «просвещенно», но не упускал* случая напомнить, что сильные должны «блюсти законы», «хранить счастье людей», «шествовать стезями правды» j заботиться о мирном* развитш государства, ибо «где крови лавр*,—тамъ терн* и ель»; кроме того, въ стихах* его постоянно слышитея призыв* къ общественной деятельности, просвещешю> гуманности. Но всего резче гражданские идеалы П. сказалась в* его речах* передъ Обществом*,въ докладах* и статьях*,—напр. в* ряде статей подъ общим* заглав1емъ: «О политическом* просвещеюи» ииз* последних* особенно въ статье «О публичном* общественном* воспитанш и вл1янш онаго на политическое просвещеше» где П. проводит* идею объ объединении, путем* воспитания, интересов* разных* классов* общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предраасудки и воспитать въ молодом* поколе???? будущих* граждан* сознаше святости общенародной пользы. Въ вопросе о воспитанш, который усердно трактовался въ то время въ нашем* обществе вообще, а въ частности со- членами П., последнШ держится следующих* убеждетй: «граждане могутъ жить, какъ имъ угодно, но просвещаться въ одних* Правлешем* (т.-е. пра-вительствомъ) признанных* и утвержденных* местах*»; «общественное воспитание», по образцу Спарты, должно быть предпочтено передъ «семейственным*» j «всякому гражданину необходимо знать отношетя и обязанности, свя8ующ1я его съ обществом*: обычаи, законы и права суть первая и основная связь политических* обществ* и политики», посему изучение законов* и исторш должно быть поставлено на первом* месте ?* деле В0СПИТаН1Я; но исторхя, как* предмет* воспиташя, должна служить не столько наукой, обогащающей ум* фактами прошлой жизни, порою, сведешями о «делах* обыкновенных*», но она должна быть преподаваема въ «философическомъ духе», она должна быть «полезна для граждан* единою нравственностью»; словомъ, «история должна быть зерцало дел* великих*, которая бы, как* въ картине, представляла питомцам* безсмерт!я образцы для иодражашя и средства достигнуть до славы, ими предполагаемой или превзойти оную». Что касается политических* убеждетй П.—следует* отметить, что онъ сочувствовал* космополитизму; онъ готов* былъ «любить, какъ братьев*, все народы», но это не мешало ему быть пламенным* па-???????* съ явными демократическими тенденщями. Ненавидя рабство я воспевая въ своихъ стихах* вольность, онъ пишет* повесть «Негр*», въ которой объявляет*, что «воля не есть продажная и никакой тиран* ею располагать не должен*», восхваляет* спартанцевъ и героев* древности—борцов* за свободу личности, пишет* доклад* «объ участи земледельцев*», въ которомъ обрушивается на крепостничество, составляет* в* 2-хъ частях* «Опыт* о благодонств1и народных* обществ*», который предлагает* Обществу для издашя; впрочем*, члены почти единогласно нашли, что тон* статьи слишком* резок*, даже и для того времени. когда «само правительство,сам*Государь у нас* занимался способами облегчения участи земледельцев*»; наконец*,