
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
294 НИКИТА—НИКИТА ПУСТОСВЯТЪ. подписей, ж) «отъ лица бс$хъ православные хрисианъ». Челобитная была большая, па 20 столбцахъ. Бъ среду 28-го шня стрЬгсцше выборные и посадские отправились къ Хованскому спрашивать, когда же отцаиъ приходить на соборъ. О разно-глаюяхъ въ сред! стр$льцовъ уже было известно. По нриказашю государей, Хо-ванскШ трижды спрашивалъ выборныхъ, вс& ли полки заодно хотятъ стоять за вйру. Выборные, однако, Ответили, что sei. Тогда ихъ послали, вм-tcTI съ Хованскиыъ, къ narpiapxy, куда отправились и ревнители старой B'IspH изъ посадскихъ. Пока князь переговаривался съ патр1архомъ, выборныхъ пригласили на латр1аршШ погребъ и хорошо угостила. Шъ погреба выборные вернулись пьяными и стали подсмеиваться надъ ревнителями, какъ то она станут! отвечать naipiapxy и властямъ. Когда вышелъ патр1архъ къ собравшимся, выборные 1 подошли къ нему подъ благосдо-веше. Ревнители увидали, что па нихъ плохая надежда. ЗатЪнъ произошла беседа патриарха и арх1ереевъ съ собравшимися, принявшая характера пренШ. Выборные выставили для ответа посадс&ихъ ревнителей—Павла Даниловда, Павла Захарова и Савву Романова. Впрочем*, на втотъ разъ ни на чемъ не решили и еоборъ былъ отсроченъ до следующей среды. Народъ въ Москвй, подъ влкщемъ раскольнической агитащв, волновался. Побили камнями послаинаго патр1архомъ для проповеди въ народ!; въ защиту троеперстш попа Савву, избили другого инока. Духовенство начало бояться. Въ среду 5-го im ля, стреле цкхе выборные уже не пошли предварительно къ Хованскому, боясь новой проволочки, а врямо велели отцамъ идти ка соборъ. Благословившись у Никиты, забравши свои кресты, иконы з книги, отправились отцы въ Кремль; туда же направились стрельцы и собралось множество народа. Раскольники устроились около Архангельская собора. Пагрхархъ съ духовенствомъ молился въ Успенскомъ собор^. Посд$ службы онъ выел ал ъ одного протопопа читать передъ вародомъ нарочно для этого напечатанное обличете на Никиту, съ изложешенъ истории его прежняго ; воьаятя собору 1666 г. и данныхъ имъ впредь не бить челомъ о старой Bipi. Но яротолопа стрельцы избили л не дали ему читать облачевде. Раскольни-чесше учителя поучали народъ, читая ? разныя раскол, тетради. Толпа наэлектризовывалась и волновалась. Между гЬмъ j раскольники требовали, чтобы npeHia происходили на площади, предъ веймъ наро-домъ. Однако, правительница на это не согласилась. Не согласилась она оставить также и одно духовенство въ Грановитой иалатй, гдЪ решено было устроить «соборъ», не смотря на уговоры Хованскаго. Въ Грановитой далатй собрались царевны-— Софья Алекс. j Марья Алексеевна, Татьяна Михайловна, царица Наталья Кирилловна, патр^архъ, apxiepen и выборные стрельцы. Сюда же вошли еъ своими аналоями? свечами, книгами, иконами и крестами рас-кольничеше отцы. Раскозьняки вошли сь съ шумомъ и предъ входомъ съ Никитою вышелъ скандадъ. Едва Никита вступилъ на красное крыльцо, какъ одинъ изъ пра-вославныхъ священниковъ ухвати лъ его sa волосы. Стрельцы отняли Никиту и начали бить правое л. священ ни ко въ. Страсти, какъ видно, разгорались и прейя обвали быть резкими. Такъ действительно и было. Раскольники, во глав$ съ Никитою, объяснялись и вели себя дерзко. На во-просъ na/rpiapxa, зачЪмъ они пришли, Никита отв^чалъ; «Пришли къ царемъ го-сударемъ побить челомъ о исиравленш православный христнсшя вйры, чтобы царское свое праведное разсмотрЪше дали съ вами, новыми заимодавцы, и чтобъ церкви Божш были въ ыирй и соединены, а не въ мятежи и раздранш, и служба была бы въ церкви Бошей, какъ при цар'Ё Михаил^ беодорович'Ь и при cra-тййшемъ naipiapxii Филарет^ Никитич!» служили по старымъ служебниьамъ». Па-Tpiapx'b указаяъ раскольникам^ что не : дЪло ихъ, простолюдиновъ заниматься ; церковнымъ исдравлеюеыъ и порицать висшяхъ пастырей, что sei исправлешя церковныхъ книгъ сделаны на основами греческихъ и харатейныхъ русскихъ книгъ по грамматик/б, а они грамматик^ не учились. Но на это Никита заявилъ: «Мы пришли не о грамматик^ съ тобою говорить, но о церковныхъ догматахъ и поговорить съ тобо*о краткими глаголы, и азъ о чемъ тебя вопрошу, ты же ми ответь дай. Чесо ради, егда вы литургш служите и на выходъ выйдешь, взявъ честный жн-вотворящШ крестъ Христовъ въ л&вую руку, а тройную свЗицу въ правую руку, и машешь обйма рукама крестообразно на всё стороны? Почему св&ща и огнь