
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
24g ЮАННЪ IT ВАСИЛЬЕВИЧА Удачнее была постановления объ учреждении дшовскихъ старость для надзора за духовенством!, о Бнйлшекъ порядке въ церквахъ, объ нконогшсаящ отстаивая церковный земли, соборъ своими постановлениями о еватительскомъ суде и о подчинении арх1ерейскихъ бояръ и детей боярашхъ правительству, еще больше подчинись церковь государству. Наконецъ, на Maorie вопросы—о пытшЬ, местничестве и др., соборъ не далъ царю никакого ответа. Чрезъ два года после этого собора царь, съ благословенш митрополита, устроилъ верную въ Московской: Руси типографию. По просьбе 1оанна датсшй король приел ал ъ къ нему типографщика и протестантскую Библдо съ т?мъ, чтобы ее но переводе отпечатать въ Mockbe. 1оаннъ, конечно, отклонилъ это предложение: въ Москве нашлись люди, которые знали печатное д-кно (въ Западной Руси оно бшго далеко ужь не новость)—это бши дьлконъ И. ведоровъ, П. Мстивлавецъ и М. Нефе-дьевъ; а для устройства собственно типографии, можегь быть, воспользовались теми материалами, которые были присланы изъ Данш. Только въ 1564 г. вышла изъ этой типографш книга Апостолъ. Затемъ чернь московская» подстрекаемая, иозкетъ быть, невежестве пною частью духовенства з переписчиками, подожгла печатный дворъ; первые pyccKie печатники искали спасение въ бегстве и кончили свою жизнь въ Западной Руси. Но печаташе книгъ продолжалось въ Москве: Грозный взялъ типографш подъ свое особое покровительство и устроддъ ее у себя, въ Слободе. Получивъ оть собора одобрение судебника, 1оаннъ приступилъ къ дальнейшей реформе областнаго удравлеюя и лучшей организации войска. Теперь правительство остановилось на мысли заменить управ-леше кормленщиковъ управлешемъ черезъ лмцъ, избираемых^ сам имъ наевдешемъ. Сущность реформы заключалась въ следующему. Общины черныхъ людей получали право избирать излюбденныхъ людей въ головы, старосты, судьи, судейки, целовальники. Выборные люди чинили судъ и управу между членами общины, ведали MipcKia деда, собирали дави, оброки и подати и отвозили ихъ въ Москву; дела уголовный: разбои, татьба съ поличнымъ и душегубство, оставались за губными старостами, мелкая уголовный переходили къ земскимъ старостами. Общине, получавшей это право, выдавалась уставная земская грамота; она получала право судиться съ людьми, не принадлежащими къ волости, въ Москве обыкновенно въ два срока (на-примеръ Рождество и Петровъ день), что, конеч но, изб авляло стар остъ отъ из-лишней волокиты. Власть излюбленныхъ лнцъ была велика, они вмели право пой-маннаго даже въ первой краж! казнить смертью, но вместе съ тЬмъ велика бы л а и ответственность за пристрастное или дурное исполнение обязанностей: некоторый грамоты грозятъ 'за это смертною казнью. Эти права давались населешю однако не даромъ: оно должно было платить оброкъ «за наместничъ и т!уновъ кормъ». Величина этого оброка была очень различна въ разныхъ местахъ государства и не оставалась неизменною: какъ и все сборы и подати, отдаваемые на оброкъ, правительство пыталось на следуютще года отдавать его съ наддачей. Предоставляя населешю значительный права ио еамоуправлешю, реформа возлагала на него и еще более значительный 1 повинности. Она передавала местнымъ вы-борньшъ лицамъ все права государственной властл въ области и делала черезъ выборныхъ лицъ все населеше ответствен-нымъ за исправное исполнеше государственные повинностей, т. е. земское само-удравдеше обращалось въ тяжелую государственную повинность. Бри всемъ томъ реформа эта имела благодетельный по-слёдствш,—она приучала отдельные шры къ более широкой совместной деятельности и предоставляла населенно широкую инициативу, эта теснее соединяла отдельный области съ центромъ государства и такимъ образомъ въкорве уничтожала удельное раздЬдеше Руси. Первая уставная грамота помечена 28 февраля 1551 г.; въ 1555 г. состоялся указъ о повсеместной замене кормленШ земскими учреждениями. Вдрочемъ, эти учреждешя не уничтожили кормленщиковъ, которые существовали въ иныхъ местахъ даже и въ XVII в. Причина этого прежде всего заключается въ томъ, что земскш учреждения даны были исключительно тяглым ъ людамъ, т. е. носадскамъ и черно-сошвымъ крествянамъ; давались тагая грамоты и дворцовымъ и монастырскимъ крестьянами, но это уже зависело отъ ихъ владельца, а не отъ правительственной власти. Крестьяне, живит на поместныхъ