
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
384 ГЛЪБЪ ВЛАДИМ1Р0ВИЧЪ. щиты, по лгЬтописямъ же, дружина «npiy ныла»). Поваръ—торчинъ, злобствовав-miii на своего господина, предупредилъ намереше убшцы, схватилъ сзади за голову Г. и вонзилъ ему ножъ бъ гортань. Это произошло въ понедйльникъ 5 сент. 1015 г. Такъ изображается мученическая кончина Глеба въ Лав-рентьевской летописи подъ 1015 г. Что же касается дру^гихъ летописей (Воскресенская и Софшская 1-я), то тамъ объ этомъ событш разсказывается несколько иначе. Увидя приближающихся враговъ, Глебъ «возрадовался душою», Горясеръ же омрачился и при-казалъ грести къ ладь'Ь Г., который, когда лодки сошлись и убийцы вскочили въ его ладью, встретилъ ихъ лобы-затемъ. Уб1йцами овладело смущете. Сообразивши цель посланныхъ, Г. началъ умолять пощадить его жизнь и отвезти его прямо къ брату — Свято-полку, если онъ въ чемъ провинился предъ нимъ. Но тщетны были его мольбы: «яко свирепые звери» напали убШцы на князя и зарезали его. Тело Г. было брошено недалеко отъ берега, въ пу-стомъ месте, между двухъ колодъ, и прикрыто несколькими ветвями деревъ. Долго пролежало здесь оно, пока рыбаки, а по другой версш охотники, не наткнулись на него и не сказали объ этомъ жителямъ Смоленска, которые перенесли его въ церковь. По толкова-н!ямъ н'Ькоторыхъ историковъ (между прочимъ, Голубинскаго въ «Исторш ка-нонизацш святыхъ»), тело князя было не брошено въ буквалъномъ смысле, а похоронено безъ подобающихъ князю и христ1ашшу обряд овъ. Ярославъ Новгородский позаботился о разысканш останковъ Бориса и Глеба. Тело пер-ваго было найдено въ Вышгороде, а о Гл-Ьб-Ь известно было, что онъ находится надалеко отъ Смоленска, где же именно — этого не знали приближенные Ярослава. Немного спустя сами жители Смоленска известили Ярослава, где находилось тело Г., и разсказали о чу-десахъ отъ его мощей. Посланные священники и дьяконы торжественно перевезли тело Глеба по Днепру въ Шевъ, где и были встречены Яросла-вомъ, мнтрополнтомъ Георгхемъ, духо-венствомъ и народомъ. Затемъ гробъ Г. былъ перенееенъ въ Вышгородъ, въ цер- : ковь св. Васшия, и положенъ въ каменную раку, рядомъ съ Борисомъ (1019 г.), Черезъ некоторое время церковь эта сгорала, и Ярославъ надъ гробами своихъ братьевъ построилъ новую. При его сыне Изяславе эта церковь пришла въ ветхость, и великШ князь построилъ новую во имя св. Бориса и Глеба и торжественно перенесъ туда мощи ихъ. Это произошло 2 мая 1072 г., и съ техъ поръ установленъ празд-никъ перенесешя мощей св. Бориса и Глеба. Вторичное или, вернее говоря, третье перенесете мощей св. князей было при Владимхре Мономахе, который положилъ ихъ въ серебрянную-раку и 2 мая 1115 г. перенесъ въ новый храмъ. Наконецъ, въ 1191 г. ветх1я раки ихъ были перенесены въ г. Смоленскъ въ монастырь на Смя-дыне. До сихъ поръ, не подалеку отъ Смядынскаго колодца, возле котораго, какъ предполагаютъ, произошло убШ-ство, находятся развалины существо-вавшаго монастыря, основаннаго, очевидно, въ память этого собьтя. Мощи св. Глеба были утрачены во время на-шеств1я Батыя, когда Вышгородъ былъ разоренъ, но по предположению С. П. Писарева оне почиваютъ подъ спудомъ въ Смоленске. Память Бориса и Глеба празднуется православной Церковью, 24 шля и 10 декабря и отдельно Глеба 5 сентября, а, кроме того, 20 мая празднуется первое перенесете мощей, 2 мая — перенесете мощей въ 1072 г. и И августа перенесете ракъ изъ Выш-города въ Смоленскъ въ 1191 г. Святость Глеба долго не хотели признавать въ Константинополе, даже митро-политъ тевсшй Георг1й (родомъ грекъ) убедился въ святости Глеба только тогда, когда новая церковь, куда перенесли мощи, при Изяслав'Ь, по откры-тш раки, по словамъ летописца, наполнилась благоухашемъ. Вопросъ о святости Глеба въ Константинополе былъ решенъвъ положительномъ смысле въ конце XII столетхя, такъ какъ въ 1200 г. встречаются упоминания объ образе св. Бориса и Глеба въ Константин опольскомъ СофШскомъ соборе. Въ древней Руси св. Борисъ и Глёбъ были очень популярными святыми. Все летописи полны разсказовъ о разныхъ чудесахъ, отъ мощей св. князей. На это