
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
9? ГЕРСОНЪ — ГЕРСТНЕРЪ. знавалъ мелочность своей работы и неоднократно жаловался своимъ това-рищамъ по перу на невозможность написать что-либо «бол-бе крупное», могущее дать удовлетворенхе. Постоянная погоня за кускомъ хлеба и низкая расценка вообще литературная труда зачастую лишала Г. необходимаго отдыха, что не могло не отразиться и на его здоровье. Больной чахоткой и отосланный врачами на югъ, Г. въ ночь на 22 октября 1888 г. скончался въ Гурзуфе, въ буквальномъ смысле слова съ перомъ въруке. Тело его было перевезено въ Москву 31 октября. Въ этотъ день памяти Г. было посвящено несколько воспоминатй и стихотворений его друзей и товарищей. Д. Языковъ, «Обзоръ жизни и трудовъ рус. писателей», вып. 8, стр. 33; «Московски Листокъ» 1888 г., ,№.№296, 297, 305; «Новое Время» 1888 г., 4553; «Истор. Bict-никъ» 1889 г., №1, стр. 259; Венгеровъ, «Источники словаря русскихъ писателей» ; Венгеровъ, «Критико-бхограф. словарь», VI, 270. А. Е. Елъницкгй. Герстенбергъ, Iosanm Дангэль, учредитель и владелецъ первой, правильно организованной музыкально-издательской фирмы въ Петербурге, родился въ Готё; образование получилъ въ Лейпциге. Въ 1787—88 гг. въ Лейпциге были изданы компознщи Г. (3 сонаты и 12 песенъ). Около 1790 г. Г. поселился въ Петербурге, где от-крылъ сначала книжный магазинъ, а въ 1792 г. — музыкальный. Въ 1793 г. Г. ездилъ за границу, где аавязалъ более прочныя торговый сношешя. Въ 1794—96 гг. его фирма публиковалась «И. Д. Герстенбергъ съ товарищи» (также—«и К0»), въ 1796—99 гг.— «Герстенбергъ и Дитмаръ», а въ конце 1799 или начале 1800 г. перешла къ одному Дитмару. Г. въ это время уехалъ изъ Poccin и вскоре открылъ въ Готе музыкальную торговлю. Г. явился пер-вымъ предпрхимчивымъ музыкальнымъ ивдателемъ въ Poccin. Онъ завязалъ сношешя даже съ Москвой и пришшалъ заказы на нотопечатанхе изъ провинщи (см. его объявление въ «Моск. Вед.» 1797 г.). Фирма издала не мало произведений Гесслера, Козловскаго, Хан-дошкина и др.; ей принадлежишь и 1-е русское изданхе съ текстомъ «Вол- f шебной флейты» Моцарта. Помимо от- ¦ дельныхъ нотныхъ издатй, фирмой ¦ Г. были предприняты следующее жур- ¦ налы: 1} «Санктпетербургсшя Врачеб-[ ныя Ведомости» (1792—94); 2) «Санкт-: петербургскхй магазинъ для клавикор-L довъ или танофорте, посвященный лю- • бителямъ сего инструмента» (1794); . 3) «Магазинъ для распространения ¦ общеполезныхъ знангй и изобретенхй, . съ присовокупленхемъ модпаго жур-. нала... и музык. нотъ» (1795); 4) «Музы-I кальный журналъ Италёанскаго Санкт- • петербургскаго театра» (1795), затемъ . перешеднпй въ 5) «Journal d'Airs et ¦ Duos Favoris des Operas Francois et [ Italiens» (1798). Кроме того фирма Г. издала первый русскхй музыкальный , календарь-альманахъ: «Карманная книга для любителей музыки» — на 1795 и 1796 г. «С.-Пб.вед.» 1792 г.,№90; 1793 г.,» 38,U, 94; 1794г., №№4,17,42,49, 57, 61, 75, 81, 83, 91, 102; 1795 г., 12, 18, 23, 28, 35, 45,71, 79, 88,100, 102; 1796 г., ,№.NU4,18, 23, 28, 34, 41, 46, 60, 68, 73; 1797 г., №№ 19, 55; 1798 г., Ж№ 25, 52, 86; 3799 г., №№1, 6, 18, 29, 87,— «Моск. В?д.» 1797 г., № 92,—ЛисовскШ, «Музык. альманагь XVIII ст.».— Риманъ, «Муз. Слов.», 343. — Eitner, «Biogr.-bibl. Lex.», IV, 211. ff. Финдейаенъ. Геретнеръ, Францъ-Антонъ (Ritter von Gerstner), строитель первой железной дороги въ Poccin, сынъ Франца-1осифа фонъ-Г. (р. 1756 г., f 1832 г.), пражскаго профессора, известнаго въ области прикладной механики, основав-шаго въ 1806 г. Чешскёй политехнический институтъ въ Праге, который былъ прототипомъ всехъ техническихъ училищъ въ Германхи, родился въ Праге въ 1795 (1793) году, умеръ въ Фила-дельфш 12 апреля 1840 г. По окон-чаши образования въ основанномъ его отцомъ Пражскомъ институте сделался въ 1818 г. профессоромъ геометрёи и 8емлеиернаго искусства въ Венскомъ политехникуме и въ 1819 г. выпустилъ въ светъ свой трудъ: «Lehrgegenstande der praktischen Geometrie» (Wien). Стремясь къ осуществленхю проекта своего отца о постройке железной дороги для соединенхя реки Молдавы съ Дунаемъ, онъ въ 1822 г. предпринялъ путешествие въ Англхю дляизученхяжелезнодорож-наго дела. По возвращении оттуда