
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
вмшгкгй. 621 деть еще шире, безконечнее... Къ такимъ- скаго народа... Буденъ уметь быть гор-то великимъ м1ровымъ явлетяыъ принад-, дыми собственною нащинадьностш, основ-лежитъ битва бородинская... Великое прош- ' ными стазлями своей народной иадави-лое родило великое настоящее - говорить дуальности.,. Достажеше це.ш возможно БелинскШ объ открыли памятника на только чрезъ разумное развитее не ка-бородпнскомъ поле и завершаетъ статью кого-нибудь чуждаго и внЬшяяго. а суб-истолковашемъ сокровеннаго смысла этого станщальнаго, родного начала народ-«великаго настоя щаго», въ которомъ видна ной жизни, я таинственное зерно, корень, «не случайность, а самая строгая, самая ; сущность, жизненный дульсъ нашей народ-разумная необходимость, открывающая ной жизни выражается сдовомъ сцарь»... себя въ исторш народа русскаго. Ходъ ; Бородинское торжество нынЬшняго года нашей исторш обратный въ огношенш невольно навело насъ на эти мысли: оно къ европейской: въ Европе точкою отнрав- : было мыедш даря, перешедшею въторже-лешя жизни всегда была борьба и побе- сгво народа...» Пред ставивъ, такпмъ о брада низшихъ ступеней государственной ' зомъ, себе, въ своемъ распаленномъ во-жизнп надъ высшими... у насъ совс^мъ ображензи. несчастную Россш. окутан-наоборотъ: у насъ правительство всегда > ную крепоетничествомъ л всяческимъ шло впереди народа, всегда было звездою ; ттроизволомъ, какъ какую-то счастливую путеводною къ его высокому назначенш; I Аркад1ю, страну всеобщаго блаженства и царская власть всегда была живымъ источ- ; царство безпрепятственно осуществляю-никомъ, въ которомъ не изсякали воды щаго свою волю абсолютнаго разума, Бе-обновлешя, солнцемъ, лучи котораго, исходя j лиескШ въ другой своей «бородинской» отъ центра, разбегались по суставамъ ' статье—рецензш на книгу ?. Глинки, исполинской корпорации государственна^) ; объясяялъ свои мысли еще шире: «Госу-т4ла· и проникали ихъ жизнью о светомъ. · дарство есть высппй момевтъ обществен-Отношеше высшихъ сословШ къ низшпмъ j ной жизни и ея высшая и единая разум-прежде состояло въ патриархальной власти ; ная форма. Только ставши членомъ госу-первыхъ и патриархальной подчиненности ; дарства, человекъ перестаегь быть ра-вторыхъ, а теперь въ спокойномъ пре- боыъ природы, но делается ея повелите-быванш каждаго вь своихъ законныхъ пре- леыъ и только какъ членъ государства делахъ, ? еще въ томъ, что вы сипя сослов1я является онъ существомъ истинно-разум-мирно передають образованность низшимъ, ньшъ... Государство есть разумное, а по-а низиия мирно ее принимают!.., И по- : тому и священное явдеше... Коренныя тому-то веякШ шагъ впередъ русскаго ? тосударственныя постановлешя священны, народа, каждый моментъ развит1я его ; потому что они суть основная идеи не жизни всегда былъ актомъ царской вда- I какого-нибудь извёстнаго народа, но каж-сти; но эта власть никогда не была аб ·! даго народа, и еще потому, что они, пе-страктною и произвольно-случайною, по- ; решедши въ явлетя, ставши фантомъ, тему что она всегда таинственно слпва-1 д1адектячески развивались въ историче-лась съ волею Провидешя—съ разумною ? скомъ движенш, такъ что самыя ихъ изме-действптельвостыо, мудро угадывая по- ? нен!я суть моменты ихъ же собственной требностя государства, сокрытия въ немъ ! идеи... Штъ власти, которая бы не была безъ ведома его самого, и приводя ихъ I отъ Бога, но всякая власть отъ Бога— въ сознаше... Жизнь всякаго народа есть ! говорить св. писаше, и эти слова закдю-разумно-необходиыая форма общемировой ; чаютъ въ себе глубокую мысль и яепре-иден, и въ ? той идее заключается и зна- ! ложную истину... Кто внушилъ человеку Hie, и сила, и мощь, и поэзия народной j чувство мистическаго, релипознаго ува-жизни; а живое, разумное сознаше этой I жешя къ виновнику дней ововхъ, освя-идеи есть и цель жизни народа, и вм$стЬ | тялъ самъ и зваше отца, толь освятилъ ея внутреннШ двигатель. Петръ Велики, I самъ я зваше царя, превознесъ его главу пр1общивъ .Россш къ европейской жизни, превыше всехъ смертныхъ и земную далъ чрезъ это русской жизни новую, участь его поставилъ вае зависимости обширнейшую форму, во отнюдь не изме- отъ случайной воля людской, сделавъ нилъ ея субстанщальнаго основания... Вотъ личность его священною и непрнкосно-взглядъ— истинный и единый, который j венною. Человечество не помнить, когда долженъ взять за основан1е историкъ рус-1 преклонило оно колени передъ царскою