
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АЛЕКСАНДРЪ II. 731 на облигационный капиталъ, если признано будем», что эти ветви послужатъ въ улуч-шевш положешя существующихъ дорогъ, и б) о сооруженш такихъ дорогъ, которыя могутъ быть осуществлены бозъ вся-&аго со стороны казны пособия или гарантии основного ихъ капитала. Развиие сети русскихъ железнныхъ дорогъ въ царствоваие Императора Александра П выражается следующими красноречивыми цифрами: К,ъ 1-му января 1857 года находилось открытыхъ для движешя дорогъ въ Имперш 671 верста, а въ Царстве Польскомъ 308 верстъ, всего 979 верстъ. Къ 1-му января 1863 года открытыхъ дорогъ было уже 3.071 верста; кроме того, въ постройке находилось 287 верстъ. Къ 1-муянваря 1867 года: открытыхъ 4.242 версты; въ постройке 1.694 версты и разрешенныхъ къ постройке 940 верстъ. Къ 1-му япваря 1870 года: открытыхъ 7.654 версты, въ постройке 5.030 верстъ, и разрешен ? ыхъ къ постройке 1.618 верстъ. Къ 1-му октября 1876 года: открытыхъ 17.658 верстъ, не считая 595 верстъ финляндскихъ дорогъ; въ постройке 2.075 верстъ и разрешенныхъ къ постройке 285 верстъ. Въ девятилетней перюдъ, съ 1866 по 1875 годъ, включительно, основной капиталъ открытыхъ дорогъ увеличился на сумму 9711/»мил-люновъ рублей кредитныхъ; стоимость же построенныхъ дорогъ—на 789 миллюновъ рублей. Распространенно на всю Poceiro желез-ныхъ путей соответствовало развитее пароходства. Еще ранее приступ летя къ постройке железнодорожной сети, 3-го августа 1856 года, Высочайше учреждено, подъ непосредственнымъ покровительствомь Его Императорскаго Величества, русское общество пароходства и торговли съ целью возобновлен 1я, между портами Чернаго и Азовскаго морей, пароходныхъ сообшетй, производившихся на счетъ правительства до Крымской войны, а также въ видахъ развитая внешней торговли южнаго края Россш. Въ короткое время общество это, при постоянной правительственной поддержке, выразившейся, ыеждупрочимъ, въ щедрой помшгьвой плате, расширило кругь своей деятельности и суда его связали pyccicie черномореюе порты еъ важнейшими портами Европейской и Аз1ятской Турцш и Египта. Мало-по-малу пароходныя общества учредились во всехъ нашихъ вну- треанихъ моряхъ ипотечешю судоходныхъ рекь: Волги, Дона, Дневра, Буга, Днестра, Вислы, Нёиана, Западной Двины, Невы, Северной Двины и ихъ притоковъ, рас-ространяясь и по ту сторону Урала на все главныя реки Средней Азш и Сибири, до Амура и Уссури включительно. Быстрое развит1е паровыхь сообщешй не препятствовало, а скорее побуждало къ расюиренщ и усовершенствовашю есте-ственныхъ водяныхъ путей, углублешю и расчистке руслъ рекъ, поддержашю ста-рыхъ и сооружешю новыхъ каваловъ.Зна-чительныя работы произведены для улучшения портовъ наБалтШскомъ, Чериомъ и Азозскомъ моряхъ. Шоссейныя дороги также не оставлены въ пренебреженш. Въ начале семидесятыхъ годовъ казенныя шоссе Московской и Тульской губершй, въ виде опыта, переданы въ заведываше мест-ныхъ земствъ, на десять летъ, и тотъ асе опытъ произведенъ въ 1877 году съ шоссейными путями Калужской и Ярославской губершй. Соответственно общему хозяйственному развитш страны, развивались почтовый и телеграфныя сообщешя, чтб вызвало рас-пшреше круга деятельности почтъ и те-леграфовъ и коренное ихъ преобразоваше. Въ начале царствовашя, почтовою частью въ Имперш ведалъ отдельный почтовый департамента, во главе котораго сто-ялъ главноначальствующхй, а телеграфная часть была подчинена главному уаравленш о утями сообщений. Въ 1864 году почта и телеграфъ слиты въ одно общее у правлеше, которое, въ 1866 году, наименовано минп-стерствомъ почтъ и телеграфовъ. Мини-стромъ назначенъ И. М. Толстой, а по смерти его, генералъ-адъютантъ Тимашевъ, по назначенш котораго, въ 1868 году, ни-нистромъ внутренпихъ делъ, почтовое и телеграфное ведомство включено въ составь этого министерства. Въ последтй годъ царствовашя оно снова образовав отдельное министерство, во главе котораго поетавленъ бывтшй министръ вну-треннихъ делъ, Л. С. Маковъ. По мере того, какъ Росс1я покрывалась сетью железныхъ дорогъ, сокращалась перевозка писемъ и посылокъ в а почтовыхъ лошадяхъ и, одинъ за друг.имъ, закрывались главные почтовые тракты или передавались въ заведываше земствъ. Поверстная прогонная плата повышена и уничто-