
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
728 АЛЕКСАНДРЪ II. вяло свои долговыя обязанности, достигнуть сооружения первой с$ти железныхъ дорога русскихъ. Сеть эта будетъ простираться: отъ С.-Петербурга до Варшавы а прусской гравиды, отъ Москвы до Нижнего - Новгорода, отъ Москвы чрезъ Курскъ и низовье Днепра до Оеодосш, и отъ Курска или Орла, чрезъ Динабургъ до Либавы. Такимъ образоиъ, непрерывным ъ, чрезъ 26 губершй, железнымъ пу-темъ соединятся взаимно: три столицы, главныя судоходныя р-Ьки наши, средоточие нашихъ избытковъ, и два порта на Черномъ и Балтшскомъ моряхъ, почти весь годъ доступные. Приступая, съ твер-дымъ уповашемъ на благодать Всевышня го, къ столь обширному и благотворному предпришю народному, мы призываеыъ всехъ вйрноподданиыхъ нашихъ къ усерд-аому и добросовестному содействию къ выполнению онаго". Указъ заключался пове-лйтемъ Сенату привести въ исполнение: Положение объ освовныхъ началахъ для сооружешя первой сЬти железныхъ до-рогъ въ Россш и Уставъ образовавшаяся для этого сооружешя, Главнаго Общества Pocci б скихъ железныхъ дорогъ. Названное общество не вполае оправдало возложенныя на него надежды: изъ предоставленныхъ ему четырехъ лип1Й, оно выстроило только две — С.-Петербурге-Варшавскую съ ветвью къ прусской границе и Московско-Нижегородскую. Верста первой швт обошлась въ 104 тысячи рублей, вместо предполагавшихся въ концессии 62 500, а второй — въ 88 ты-сячъ рублей. Вследств1е того, а также не-cooacia, последовавшихъ между ведом-ствомъ путей сообщешя и комаан1ею, постройка прочихъ лишй исключена, въ 1861 году, изъ обязательствъ Главнаго Общества. Вместе съ темъ, по соглашешю съ учредителями, управлевге делами общества перенесено изъ Парижа въ Петербургъ. Въ 1858 году, для обсуждетя предва-рительныхъ мероположенш по частнымъ желез нымъ дорогамъ учрежденъ особый комитетъ изъ высшихъ государственпыхъ саповниковъ подъ председательствомъ госу-дарственнаго канцлера графа Нессельроде. Дальнейшее сооружеше желЬзныхъ дорогъ не прерывалось до самаго конца царствования. Въ 1858 году рижскому биржевому комитету выдана ковцешя насоору-1 жеше лишй Риго-Дипабургской и Дина-] бурго-Витебской, первой съ правительственною гарашчею въ 41/а°/о, а второй— въ5°/о. Обе эти лин1и выстроены подрядчиками англичанами, подъ руководствомъ англШскихъ инженеровъ, и обошлись уже гораздо дешевле лиаш Главнаго Общества, а именно: первая въ 53.500 рублей, а вторая въ 66.800 рублей съ версты. Въ томъ же 1858 году разрешена постройка дороги Волго-Донской, а въ 1859 — Московско-Ярославской и Риго-Митавской. Но за невозможностью собрать акц!о верный вапи-талъ, ланш эти сооружены лшпь несколько летъ спустя. Обществу, которому была выдана концесйя на проведете желЬз-наго пути отъ Москвы до Саратова, по той же причине, разрешено ограничиться постройкой его до Рязани. Въ перюдъ времени съ 1857 по 1863 годъ, выдано несколько Кондессю разнымъ обществамъ на линш: Одесско - Либавско-Курскую, Одесско - Шевскую, Московско-Севастопольскую, Орловско-Витебскую, но не смотря на правительственную 5%> гарантию, BCjrbftCTBie переполнешя денеж-наго рынка другими бумагами, концесао-неры не могли выполнить своихъ обязательствъ и предположенный акпдонереыя общества не составились. Въ виду этихъ неудачъ, сознавая неотложную потребность соединепгя Москвы съ Черны лъ мореыъ рельсовымъ ? у темъ, правительство начало строить на собственная средства лишю эту частями, отъ Одессы доБалты, отъ Москвы до Орла, а затймъ отъ Орла до Курска. Споро, однако, съ развит!емъ железнодорожной промышленности, явилась возможность обратиться для сооружен ia къ отечественны мъ, а не иностраннымъ предпринимателями Первая такого рода концессия была выдана въ 1865 году фонъ-Дервизу на сооружеще линш очъ Рязани до Козлова, съ правительственною rapaHTiero 5% чистаго дохода. Въ 1866 году выдана концееая частному обществу на постройку Ряжско-Моршанской дороги, а воронежскому земству—дороги Козлово-Воронежской, наконецъ, частному обществу—дороги Курско-Шевской. Въ 1867 году приступлено къ постройке лишй Ор-ловско-Грязской и Шуйско-Ивановской. Большая часть облигацш всехъ этихъ дорогъ помещались въ Пруссш ионе скоро переполнили нЬмецкШ рынокъ. Орловское земство, которому въ 1867 году выдана