Чайковский
Чайковский, Петр Ильич
(1840-1893) - выдающийся русский композитор. Образование получил в училище Правоведения в Петербурге (1850-59). В 1859, по окончании училища, Ч. поступил на службу в министерство юстиции. Но из попытки стать чиновником ничего не вышло; с детства проявившиеся и культивируемые в годы учения в училище Правоведения музыкальные способности взяли верх, и Ч. поступил сперва в основанные А. Г. Рубинштейном музыкальные классы, а затем в консерваторию (1862), которую и окончил в 1865 (выпускная кантата на стихи Шиллера "К радости"). В 1866 Ч. по приглашению Н. Г. Рубинштейна начал вести преподавательскую работу (по классу теории и композиции) в Московской консерватории. Московский период его жизни и эпоха преподавательства в консерватории были вместе с тем и временем ярчайшего роста и расцвета его творчества и сравнительно быстрого признания со стороны общественности. С 1865 начинаются и постепенно умножаются публичные исполнения произведений Ч. В конце 1877 в итоге неудачной женитьбы и нервного потрясения Чайковский уехал за границу. С этого момента начинается полоса скитальчества в его жизни - постоянных переездов из города в город, из страны в страну и вместе с тем полоса напряженнейшей творческой деятельности (спешка с окончанием одного произведения перед началом другого). С 1885 Ч. принимал участие в работе Московского отделения Русского музыкального общества (в 1885 он был избран директором Общества), а с конца 1887, особенно в период заграничных гастролей (первая - в 1888), занимался и дирижерской деятельностью, имевшей большое значение в деле пропаганды им собственных произведений (хотя Ч. и не был сам хорошим дирижером).
Ч. как творческая личность сформировался в последнюю треть 19 века, явившись гениальным выразителем идеологии мелкого и среднего дворянства, метущегося перед непонятной и страшной для него действительностью капиталистической ломки феодально-дворянской России. Ч. принадлежал к той части дворянской интеллигенции 70-90-х гг. 19 века, которая, находясь в оппозиции к официальной "охранительной" дворянско-полицейской идеологии, вместе с тем идеализировала и оплакивала гибнущую дворянскую культуру. В этом заключался тот противоречивый узел творчески-напряженной идеологической направленности Ч., который обусловил трагический разрыв между композитором и действительностью, приведший Ч. к его пафосу отчаянья и отчужденности. Во всем многообразном творчестве Ч. основным стержнем проходит эта взаимопроникающая противоречивая борьба, отображающая сложный и мучительный процесс развития надломленной, неустановившейся идеологии дворянской интеллигенции, метущейся в тисках противоречий своей эпохи, - эпохи, когда борьба за капиталистическое развитие России приняла наиболее острые очертания. "Пессимизм, непротивленство, апелляция к "Духу", есть идеология, неизбежно появляющаяся в такую эпоху, когда весь старый строй "переворотился", и когда масса, воспитанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая в себя начала, привычки, традиции, верования этого строя, не видит и не может видеть, каков "укладывающийся" новый строй, какие общественные силы и как именно его "укладывают"..." (Ленин, Соч., т. XV, стр. 102). Таков был и Ч., трагически воспринимавший эту действительность. И чем больше он старался от нее отстраниться, тем острее и мучительнее чувствовал он безысходность в своем творческом пути. Отсюда - глубокий субъективизм Ч., отсюда - характерный для него трагический лиризм (не лишенный вместе с тем стилизаторских тенденций), переходящий в мрачный пафос напряженно-безысходной борьбы с "Роком" (4-я, 6-я симфонии, "Манфред", "Фатум" и др.), сочетаемый с характерным для Ч. ужасом ощущения неизбежной смерти исторически обреченного класса (6-я - т. н. "патетическая" симфония - грандиозный реквием гибнущей дворянской культуры). Именно в этой противоречивости творческого сознания Ч. нужно искать корни той исключительной напряженности тематического развития, которая свойственна всему симфонизму Ч. - лучшей стороне его творчества.
Искусство Ч. - в тисках, которым оно яростно сопротивляется, но преодолеть гнетущего воздействия их оно не может. Характерная для мелодики Ч. элегичность, скорбность, - отражение этой скованности и тоски по безвозвратно ушедшему и им же романтически-идеализированному прошлому; "...вся жизнь, - писал Ч. фон Мекк, - есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоро проходящими сновидениями и грезами о счастье...". Напряженная напевность и страстность мелодики Ч., бурный драматизм его монументальных симфонических построений, решительное господство принципа диалектического становления и соответствующего порядка техники симфонического развития - отличительные черты лучших произведений Ч. (4-я, 5-я, 6-я симфонии, "Пиковая дама" и др.). Все это, равно как и упорная борьба Ч. за осуществление в своем творчестве художеств. реализма (правда, раскрываемого в глубоко субъективном плане) и конструктивного мастерства и вместе с тем трагическое ощущение разлада с окружающей действительностью, - свидетельствует о глубокой, постоянно ощущаемой самим композитором, двойственности его творческого сознания. По настроениям своего мелоса Ч. колеблется между интеллигентским мелкобуржуазным "надрывом" и поэтической "влюбленностью" в эстетику отмирающего поместно-усадебного дворянского мира. Это - "ноктюрная", "вечереющая" сторона его музыки ("Евгений Онегин"; романсная лирика). Вместе с тем склонность к пышному барокко ("Спящая красавица") или к величавому, но овеянному романтической элегантностью ампиру "царства на закате" (полонезы Ч.) свидетельствует о его тяготении к дворянской феодальной идеологии, жившей воспоминаниями о великолепии двора Екатерины и Александра. Вместе с тем в мелосе Чайковского налицо и иные тенденции: влияния итальянской оперной кантилены (особенно романтиков: Беллини, Доницетти и Россини) переплетаются с русским стилизованным фольклором во всей его пестроте и сложности, с романсом салонов и гостиных и наконец с интимной лирикой немецкого передового бюргерства (Вебер, Шуберт и особенно Шуман). Все это подчинено однако характерной, трудно переводимой на язык понятий, свойственной музыке Ч. задушевности, теплоте и непосредственной искренности.
Не следует забывать, что дворянская интеллигенция (выражавшая идеологию разорявшегося мелкого и среднего дворянства в процессе капиталистической эволюции России) неминуемо переходила к свободным профессиям, сочетая в своей деятельности романтическую идеализацию дворянской культуры с мелкобуржуазным по существу протестом против давящей и непонятной действительности. Это противоречие глубоко характерно и для творческой деятельности Чайковского (композитора-профессионала, жившего своим музыкально-творческим трудом). В частности - именно этим нужно объяснить наличие в упадочно-дворянском творчестве Ч. элементов протеста (шумановского толка), борьбы с обывательщиной и филистерством. Даже в изображении уходящего быта, им же опоэтизированного, Ч. не отказывается от сатирически-гротескного тона, а при показе окружающего быта или массовых сцен в симфониях или романтико-исторических операх ("Чародейка" и "Мазепа" особенно) Ч. пытался преодолеть свойственные его лирическим произведениям ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", романсы, фортепьянные произведения) стилизаторские тенденции.
Ч. искал выражения своих идей и чувствований в самых разнообразных жанрах и формах музыки. Важнейшие сочинения Ч.: шесть симфоний: 1-я - "Зимние грезы", g-moll, 2-я - c-moll, 3-я - D-dur, 4-я - f-moll, посвящена H. фон Мекк, 5-я - e-moll и 6-я "патетическая" h-moll; программная симфония "Манфред"; ряд опер: "Воевода", "Ундина" (обе уничтожены Ч., первая ставилась в 1868), "Опричник", 1870, "Кузнец Вакула" ("Черевички"), 1874, "Евгений Онегин" (лирические сцены), 1877-78, "Орлеанская дева", 1879, "Мазепа", 1882-83, "Чародейка", 1885-86, "Пиковая дама", 1890, "Иоланта", 1891; балеты "Лебединое озеро", 1875, "Спящая красавица", 1889, "Щелкунчик", 1891-92; три оригинальных оркестровых сюиты: одна на темы Моцарта (любимого композитора Ч.) - "Mozartiana", две из музыки балетов "Спящей красавицы" и "Щелкунчика"; симфонические поэмы: "Буря", 1872, "Франческа да Римини", 1876, "Фатум", 1868, "Воевода", 1890; увертюры: "Ромео и Джульетта", "1812 год", и др.; музыка к "Гамлету" Шекспира и "Снегурочке" Островского; "Серенада" - для струнного оркестра; ф-п. трио (памяти Н. Г. Рубинштейна), три струнных квартета, струнный секстет и др.; несколько опусов фортепьянных пьес и романсов, наконец ряд произведений концертно-виртуозного жанра: три концерта для фортепьяно с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, вариации для виолончели с оркестром на тему "Рококо" и т. д. Кроме того Ч. принадлежит учебник гармонии и ряд муз. фельетонов (печатались в "Русских ведомостях" в 1872-76).
Гипертрофированная нервная чувствительность, глубокая, почти "надрывная" искренность раскрытия личного мира "художника-пророка", огромная сила раскрываемых им символических образов, неровная, порывистая, но всегда почти увлекающая динамика его музыкального языка, который Ч. всегда стремился сделать максимально-непосредственным, а следовательно волнующим и доступным, - все эти черты творческой деятельности Ч. естественно нашли живейший отклик в широчайших кругах рус. (дворянской и мелкобуржуазной) интеллигенции 80-90-х гг. прошлого столетия. Ч. буквально становится властителем дум и чаяний мятущейся интеллигенции этой эпохи политического безвременья. Не случаен и тот факт, что большинство последователей "могучей кучки", т. н. Беляевский кружок, подпадает под сильнейшее влияние Ч. Ч. не создал школы в прямом смысле этого слова, оказав вместе с тем колоссальное влияние на все развитие дореволюционной рус. музыки (Аренский, Танеев, Рахманинов, Калинников, Золотарев и др.). Влияния эти сильны еще и в творчестве целого ряда сов. композиторов (Мясковский, Шебалин, Шишов и др.).
Лит.: Чайковский П. И., Дневник, М., 1923; его же, Воспоминания и письма, под ред. И. Глебова, П., 1924; Переписка М. Балакирева с П. И. Чайковским, изд. Циммермана, СПб-М., 1912; Чайковский Модест, Жизнь Петра Ильича Чайковского, 3 тт., M. - Lpz., 1900-03; Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева (под ред. М. Чайковского), Москва, 1916; Кашкин М., Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896; Ларош Г., Собрание музыкально-критических статей, т. II, М., 1924; Глебов И. (Асафьев), Симфонические этюды (сб.), П., 1922; его же, Русская музыка от начала 19 столетия, М.-Л., 1930; Острецов А., П. И. Чайковский, М., 1929.
Б. А.