Филофей Лещинский
Филофей Лещинский
(в схиме Феодор) - святитель, митрополит Сибирский и Тобольский.
† 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.
Родился в 1650 году в Малороссии.
Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией.
Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником.
Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведен на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре.
Петр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) "поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога".
Первый кандидат - святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского).
4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; I 1704), архимандрит Филофей был посвящен в сан митрополита Сибирского и Тобольского.
В Тобольск владыка Филофей прибыл 4 апреля 1702 года. О своем впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: "Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем".
Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы. Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению. Митрополит Филофей глубоко скорбел о них. В одной из своих грамот он писал: "Готови бо есмы всем со любовию учение предлагати от здраваго учения и Божественных писаний, а не от напыщенныя мудрости; покоряемжеся и сами истине, а не самомнению, еже по свидетельству святых отец расколы и раздоры принесе Церкви Божий".
Особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири. Вскоре же по прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов. В 1703 году посланный возвратился с пятью учеными монахами. Из Печерского монастыря он привез 206 книг, среди них - Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики.
6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены так называемые "соборные статьи", числом 51, касающиеся богослужения, требоисправлений, жизни и быта духовенства и мирян. Руководством к их составлению послужили "Указанные статьи" патриарха Адриана († 1700) от 1697 года.
Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия. Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая - в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей. В Тобольской духовной школе обучались дети новокрещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки). В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего ХУШвека духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.
Митрополиту Филофею Сибирь обязана также "устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков". С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы.
Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их. В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печерской обители он пристроил к Тобольскому Софийскому собору теплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия.
Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей "весьма полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твердое и неотложное намерение возобновить весь монастырь, до тех пор бывший деревянный, каменным". В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нем окончил свою земную жизнь.
Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия. Еще в 1705 году митрополит Филофей отправил на Камчатку миссию во главе с прибывшим из Киева архимандритом Мартинианом, а в 1707 году, после поездки в Москву, послал священников с проповедью Евангелия к березовским остякам. Около 1707 года неутомимый митрополит Филофей направил духовную делегацию к главе монгольских буддистов.
Для улучшения управления обширнейшей епархией, и особенно приходами Восточной Сибири, по ходатайству митрополита Филофея в 1707 году в Иркутске было учреждено викариатство Тобольской митрополии. Первым викарием стал епископ Варлаам (Коссовский; † 1721).
В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновленный им Тюменский Троицкий монастырь. "Известно тебе буди, - писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, - что аз по воли Божий, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастыре". Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нем "древнее его желание - идти с проповедью Евангелия к сибирским народам". Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну свое намерение "распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся".
За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привел к Церкви тысячи язычников и магометан. Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. "Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых", - пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой "Краткого описания о народе остяцком..." является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор "Описания" называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60-летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров. Возмущения язычников он укрощал "тишайшеми словесы", и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца.
В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается "ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты" и всех иноземцев "Божиею помощью и своими трудами приводить в христианскую веру".
Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.
В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске 10 июня 1715 года в молитве мирно отошел ко Господу правящий митрополит Иоанн. Петр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и, несмотря на его старость и желание удалиться от мира, повелел ему управлять Сибирской митрополией. Указ Петра1 застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года. 20 марта 1717 года владыка Филофей возвратился в Тобольск. Однако грамоты митрополита Филофея свидетельствуют, что управление епархией он принял почти сразу по смерти святителя Иоанна.
В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провел оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии.
Наконец, в 1726 году, 76-летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее свое проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей.
Блаженная кончина митрополита Филофея последовала 31 мая 1727 года в Троицком Тюменском монастыре. Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, "дабы мимоходящии попирали прах его ногами".
"Сей архиерей, - писал о скончавшемся его преемник по кафедре, митрополит Антоний (Стаховский; † 1740), - труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до 40 000 язычников и построил для них до 37 церквей", призывая ко Христу не страхом, не иными какими-либо прещениями, но "точию евангельскою проповедию и своими трудами".
В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: "Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел".
В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеется следующая запись о митрополите Филофее: "Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. За то еще при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений".
Литература:
Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и Томские архипастыри. - Омск, 1882. Сулоцкий А. И., протоиерей. Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. - Омск, 1882.
Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. - Омск, 1882.
Мелетий, архимандрит. Церковный Собор в Тобольске при митрополите Филофее (1702 г.). - Казань, 1875.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 614-616. Муромский Л. Жития святых. - I, с. 201. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. - Каменец-Подольск, Тверь, 1892- 1902; 1899, вып. 9, май, с. 184-187. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. - Киев, 1888, с. 105. Баранов В. С. Летопись Верхотурского Николаевского монастыря. - Н.-Новгород, 1910, с. 89-90.
Попов М. С., протоиерей. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. - СПб., 1910, с. 134, 138.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники ХУШвека. - СПб., 1905, с. 149-154,157-159.
Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. - СПб., 1913, с. 202. Смирнов П. А. История христианской православной церкви. - Б. м., г., - с. 254. Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. - Казань, 1870, с. 283-284. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 111.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891; 1882, с. 135.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. - СПб., 1889, с. 267-268.
Скворцов г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. - Казань, 1913. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836, ч. 3, с. 219.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - М., 1903, с. 342. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 3. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 292, 633, 860, 861. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. - 5-е изд. - М., 1888, пер. 4, с. 83-87.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. - СПб., 1890- 1897. - Т. 1, с. 312; т. 2, с. 374.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 54.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 3. Монастырь. - Н.-Новгород, 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30-31; № 7, с. 38. Омские епархиальные ведомости. - 1916, № 36. Православный благовестник. - 1915, № 12, с. 120.
Прибавления к "Церковным ведомостям". - СПб., 1890, № 26, с. 862; № 33, с. 1803. Православный собеседник. - Казань, 1909, июнь, с. 793.
- 1911, январь, с. 119; март, с. 81-82.
- 1915, март, с. 204. Русский паломник. - 1916, № 30, с. 426-428. Русская старина. - СПб., 1879, май, с. 8. - 1910, август, с. 203-219. Исторический вестник. - СПб., 1885, октябрь, с. 200.
- 1896, май, с. 594-595. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 703.
Жизнь святителя Филофея, просветителя сибирских инородцев. - 3-е изд. - Калуга, 1915. Симбирские епархиальные ведомости. - 1901, №4.-с. 131-133.
Русский архив. - М., 1903. - Кн. 1-я, № 4, с. 599.
Миссионер. - 1875, № 34 и 37. Духовная беседа. - СПб., 1876, № 21. Церковный вестник. - СПб., 1876, № 54. Московские ведомости. - М., 1876, № 130. Сибирский вестник. - 1823, ч. 2. Журнал Московской Патриархии. - М., 1945, № 4, с. 71.
Пивоваров Б., диакон. Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и всея Сибири (1650-1727) // Журнал Московской Патриархии. - М., 1977, № 3, с. 68-75. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, май, с. 346-355; июнь, с. 66. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под ред. С. Н. Южакова. - СПб., 1900-1905. - Т. 19, с. 232.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 2167, 2248. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 35 (кн. 70), с. 856.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 21, с. 132-133.