Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Филарет Филаретов





Филарет Филаретов

(Михаил) - епископ Рижский и Митавский.

Родился в 1824 году в селе Боршове Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье диакона (впоследствии священника). После домашнего воспитания и образования в духовном училище поступил в Воронежскую духовную семинарию. Незадолго до окончания семинарии стали проявляться его удивительные умственные способности, а до того времени он был отстающим учеником. В 1847 году, как первый воспитанник семинарии, он был послан в Киевскую духовную академию для завершения образования.

29 сентября 1851 года окончил курс Киевской академии и оставлен при ней учителем.

13 ноября того же года пострижен в монашество; 20 ноября рукоположен во иеродиакона; 21 ноября - во иеромонаха.

7 сентября 1852 года удостоен степени магистра и назначен бакалавром академии.

25 сентября 1853 года ему поручена должность инспектора академии, а 28 сентября возведен в звание соборного иеромонаха.

3 октября 1856 года определен членом внутреннего правления академии.

13 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита; 7 мая того же года утвержден в звании члена академической конференции и временно исполнял должность инспектора академии.

27 января 1858 года назначен инспектором Казанской академии с занятием кафедры нравственного богословия.

4 декабря 1859 года снова переведен в Киев и назначен ректором Киевской семинарии, настоятелем Пустынно-Николаевского монастыря.

9 мая 1860 года утвержден действительным членом академической конференции и окружного академического правления; 8 июля назначен членом Киевской духовной консистории и местного духовного цензурного комитета.

6 октября того же года назначен ректором и профессором богословских наук Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря.

28 июля 1874 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.

С 31 декабря 1877 года - епископ Рижский и Митавский.

Скончался 23 февраля 1882 года. Тяжелая жизнь преосвященного Филарета закончилась преждевременной кончиной от разрыва сердца, на 58- м году жизни.

Личность преосвященного Филарета незаурядна. Его продолжительное служение в одном из высших и старейших рассадников духовного образования было весьма плодотворно для Киевской академии. Будучи поставлен на пост ректора еще при действии старого устава (1808-1814), он явился достойным вождем академии на пути преобразования по уставу 1869 года.

Избрав для преподавания свою любимую науку - Священное Писание, он преподавал этот предмет с полным знанием дела и с замечательным искусством до самого выхода своего из академии. Как профессор он обладал таким широким и глубоким знанием предмета, что его слово с кафедры всегда было последним словом науки и при его живой речи (он говорил, а не читал лекции) представляло большой интерес для слушателей.

Как администратор он был человеком инициативным, отличался гибким умом, обладал твердой волей и несокрушимой энергией, а вместе с тем и замечательным тактом. Протоиерей Феодор Титов писал: "Если есть нечто в стенах нашей Академии, что своим немым присутствием постоянно напоминает и будет напоминать нам о виновнике своего существования, преосвященном Филарете, - это церковно-археологический музей и картинная галерея Конгрегационного зала. Почти из ничего, единственно благодаря своей энергии и любви к науке, преосвященный Филарет создал то учебно-воспитательное учреждение, которое существует и поныне и приносит весьма большую пользу церковно-археологической науке. Преосвященный Филарет сам сделал весьма ценный вклад в музей - знаменитую Сорокинскую коллекцию древних икон, приобретенную им за 12 000 рублей.

Научно-литературные работы Филарета стяжали ему славу истинного ученого. Преосвященный Филарет известен как автор статьи "Песни степеней" и исследования "О происхождении книги Иова" и "О книге Экклезиаст". Кроме того, преосвященный Филарет известен как переводчик с немецкого обширного курса нравственного богословия Де-Ветте, сохранившегося в рукописи, и как редактор двух периодических изданий - "Воскресного чтения" и "Трудов Киевской Духовной Академии".

С возведением в архиерейский сан началась для Филарета тяжелая пора, особенно во время служения на Рижской кафедре. Большими трудностями сопровождалось служение архиерея в латышском крае. Однако Филарет активно участвовал в жизни своей паствы, и его участие имело важное значение в движении латышей к Православию. При деятельном участии преосвященного Филарета в Риге строился Рождественский собор, но владыка не дожил до его завершения.

Одно из писем епископа Филарета, напечатанное в "Трудах Киевской духовной академии", рисует жуткую картину жизни русского архиерея в Латвии. Жить и властвовать в крае, наводненном нахальными инородцами и иноверцами, было истинным наказанием. Филарет сравнивал немцев, населявших край, по их подлости и наглости наступления на русскую культуру, с грибком, называемым губкой. "Построилось новое здание, на следующий год ест его губка, на третий здание никуда не гоже. Против этого врага средств нет, как и против немцев". Однако тормозили деятельность русского архиерея не только немцы, но и крайняя русская партия. Превратно истолковывая действия епископа, они даже командировали специальную депутацию к обер-прокурору К. П. Победоносцеву. Мало этого, они пошли к графу Н. П. Игнатьеву с жалобой, что архиерей держит сторону немцев. "Да что же, преосвященного Бисмарк подкупил, что ли?" - нашелся только спросить граф Игнатьев.

В результате всего этого жизнь была так "сладка" Филарету, что он писал: "На архиерейство в Ригу можно посылать только в наказание. Пусть меня в Сибирь сошлют или в захолустный монастырь на покой, лишь бы взяли отсюда..."

Несмотря на все эти трудности, Филарет производил на всех приятное впечатление, вел себя очень просто, отличался большим умом и глубоким познанием человеческого сердца.

Однажды преосвященный Филарет высказал свое мнение об аскетизме: "Аскетичество есть духовное воспитание себя. Вот почему аскеты так снисходительны на исповеди к грехам других, - потому что они знают, что значит воспитать себя".

Труды:

Слово "О движении духа науки вместе с жизнью" // Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1860-1917; 1869.

Речь при погребении Киевского митрополита Филарета // Воскресное чтение. - 1857-1858, ч. 21.

Речь при погребении Киевского митрополита Арсения // Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1860-1917; 1876. Песни степеней // Воскресное чтение. - 1856- 57. - № 41, 52.

О происхождение книги Иова. - Киев, 1872, а также // Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1860-1917,1872, № 3, 5, 8, 9.

О книге Екклезиаст // Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1860-1917; 1874, № 10; 1875, № 4, 5.

Литература:

Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870): в 3 т. - Казань, 1891-1892. - Т. 1, с. 183-190; т. 2, с. 272-274; т. 3, с. 207-210. Корольков И. Н. Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской духовной академии. - Киев, 1882.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891; 1882, с. 457.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1403, 1410.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 300. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 432. Памяти преосвященного епископа Филарета Филаретова, бывшего ректора Киевской духовной академии. - Киев, 1912. Поминки по преосвященном Филарете, епископе Рижском, в Кишиневской духовной семинарии // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1882.

Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - М.-Сергиев Посад, 1863-1894; 1875. - Кн. 3.

Православный собеседник. - Казань, 1875, май-июль.

- 1900, ноябрь, с. 480. Исторический вестник. - СПб., 1884, февраль, с. 344.

- 1886, апрель, с. 160. - 1887, декабрь, с. 7. - 1915, август, с. 631. Христианское чтение. - СПб., 1874, июль-сентябрь, с. 887-890.

Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1860-1917; 1870, август, с. 30, 32; сентябрь, с. 20, 24, 30, 42; октябрь, с. 39, 43; декабрь, с. 20, 25.

- 1872, сентябрь, с. 12; октябрь, с. 66; ноябрь, с. 4-5,16, 22; декабрь, с. 11. - 1873, февраль, с. 47, 50, 53, 76, 98, 112,138; март, с. 148,172-187, 206-208; апрель, с. 226-228, 235-236; май, с. 238; июль, с. 292, 324; август, с. 350.

- 1874, январь, с. 1-2,13-14, 34-35; февраль, с. 61-62, 74; март, с. 99-100, 108,129,132-134,167-169; апрель, с. 188-189, 195, 228; июнь, с. 240, 258, 269, 284; июль, с. 305-306; август, с. 178-179; сентябрь, с. 518-521.

- 1875, май, с. 163; июнь, с. 196-197.

- 1876, август, с. 238-240, 243, 251, 259-260, 271-273, 326-327. - 1877, март, с. 634, 640-641, 653; июль, с. 154; август, с. 214, 226, 230-231, 237-238, 253; сентябрь, с. 257, 262-265,269, 285, 310-315.

- 1878, апрель. - с. 65-66; май. - с. 110; июнь, с. 154-155,160. - 1879, февраль, с. 255-256, 276. - 1881, июнь, с. 252. - 1882, май. - с. 58-73; июнь. - с. 208-209; декабрь, с. 1-96. - 1885, июнь, с. 435-459. Русская старина. - СПб., 1910, август. - с. 290-340.

Православное обозрение. - М., 1864, май, с. 20-21.

- 1876. - Т. 2, май-август, с. 382-383. - 1878. - Т. 3, сентябрь-декабрь, с. 409.

- 1882, март, с. 606-608. - 1886. - Т. 2, май-август, с. 417-475. Известия по Казанской епархии. - 1878, № 3, с. 57.

-1884, №4.-с. 125. Русский архив. - М., 1895. - Кн. 1, № 4, с. 424, 429, кн. 2, № 5, с. 61. Казем-Бек А. Рижский кафедральный собор // Журнал Московской Патриархии. - М., 1959, № 11, с. 43.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 17, 77.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 10, с. 621-622.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1955, 2233-2234.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 35 (кн. 70), с. 740.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 21, с. 104-105.

Титов Ф., протоиерей. Императорская Киевская духовная академия 1615-1915. - Киев, 2003, с. 517-518.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia