Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Тихон Соколов





Тихон Соколов

- бывший Епископ Воронежский и Елецкий, родился 1724 года Новгородской Губернии Валдайского Уезда в селе Корецке от тамошнего Причетника, и при Крещении наименован Тимофеем. С 1738 года Декабря 11 обучался в Новгородской Семинарии, где до окончания еще круга наук с 1750 года определен был Учителем Греческого языка; а с 1754 года вместе и Риторики, которой обучался он до 1757 года. По пострижении в Монашество с 1758 года 27 Июля был там же и Философии Учителем; а с 18 Генваря 1759 тамошней Семинарии Префектом и в том же году посвящен во Архимандрита Тверского Желтикова Монастыря, а потом переведен в Отрочь; оттуда 1761 года Майя 13 хиротонисан во Епископа Кексгольмского и Ладожского, Викария Новгородского; в 1767 году Февраля 3 переведен в Воронеж. В 1767 году Декабря 17 за болезнями по прошению своему уволен с пенсиею по 500 рублей на покой и 1783 года Августа 13 скончался в Воронежском Задонском Монастыре, где и погребен под Алтарем.

Пребывая на покое, он писал много различных Сочинений, из коих: 1) Наставление Христианское, с прибавлением о взаимных должностях Христианских, напечатано в первый раз 1784 г. в С.-Петербурге. Из сей книги Св. Синод, по силе Духовного Регламента, выбрал Поучительную Церковную книгу под названием Наставление о собственных всякого Христианина должностях, и пополнив оное некоторыми статьями из других сочинений сего же Пастыря, напечатал 1789 года сперва в С.-Петербурге, а потом в Москве Славянскими буквами в 4 долю листа и разослал по всем Российским Церквам для чтения народу. После неоднократно печаталось в Москве и Киеве; 2) Разные Проповеди, говоренные им в Воронежской Епархии, напечатано в С.-Петербурге 1784 и 1794 гг.; 3) Краткие Нравоучительные Слова, напечатано того ж 1784 г. там же; 4) Разные Письма к приятелям, напечатано того ж года там же; 5) Письма Келейные, напечатано того ж года и 1796 г. там же; 6) Сокровище Духовное, от Мира собираемое, в 4 частях, напечатано того ж года и 1796 г. там же. Книга сия писана по примеру известных размышлений Иосифа Галла, Епископа Оксфордского, при внезапном воззрении на какую-нибудь вещь; 7) О истинном Христианстве, Догматико-Нравоучительное сочинение в 6 частях, напечатано там же 1785 и 1803 гг. Она есть перевод его Богословских Лекций в Тверской Семинарии, с прибавлением подробнейших изъяснений; 8) Плоть и Дух, напечатано там же 1796 г. Но П. Богданович, доставши список сей книги, еще в 1784 г. напечатал в С.-Петербурге без имени Сочинителя под своим названием Скрижали Нравоучения; 9) Остальные сочинения, напечатано там же 1799 г. Все в 8 долю листа Гражданскими буквами, кроме книги, изданной Св. Синодом для Церквей, о чем выше показано.

Обстоятельнейшее описание Жизни и всех сочинений сего Пастыря напечатано особо 1796 г. в С.-Петербурге, а поправленное и умноженное 1820 г. в Москве, оба в 8 долю листа. С 1825 г. в С.-Петербурге начато новое издание всех его сочинений, разделенное на 15 томов, и вышло в 1826 г. с присовокуплением и Жизнеописания его в начале 1-й части с портретом.

Дополнение: Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого.

Сохранять в памяти имя, жизнь, подвиги, наставления и благотворные деяния мужей благочестивых и добродетельных обязует нас глас совести и закон божественный. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие; их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их,- заповедует Св. Апостол Павел (Евр., гл. 13). Сию память и сей пример их добродетели достоит предавать и потомству, как для подражания, так и для славы - сей хотя малой земной им дани, которой в жизни сами они не искали. Правда, сия слава их не столь громка, как покорителей народов, притеснителей человечества, опустошителей градов, разрушителей государств и прочих подобных сим, наполняющих бытописания человеческого рода, но она не слезами, а утешением человечества приобретена; она не ужасает, а умилением исполняет сердце потомков; не оправдывает, а посрамляет примером своим тщеславных и всуе в летописях славимых злодеев, которых и продолжения жизни и возвращения на свет устрашился бы мир, тогда как память их вечно живет и в благословении жизни их и в сожалении о кончине. Такова благословенная память и слава описываемого здесь благочестивого и добродетельного Пастыря, Преосвященного Тихона, бывшего Епископа Воронежского и Елецкого!

Сей Преосвященный родился в 1724 году, Новгородской Губернии Валдайского уезда в селе Корецке, от бывшего в том же селе дьячка Саввы Кирилова, и при крещении наименован Тимофеем. Первое по возможности приличное себе воспитание получил он в доме родительском, в коем и оставался до 14 лет возраста. Бедность состояния сама по себе не обещала ему образования лучшего, тем паче, что он в детстве еще лишился своего родителя. Посему, может быть, сей светильник церкви остался бы под спудом, и даже не возжегся бы, если бы Провидение, часто изводяющее людей на пути предопределения своего неожиданным воззванием, нечаянно не поставило также и сего сироту на поприще заслуг и честей. Случаем к тому был в 1737 году Февраля 4 последовавший имянный Указ Государыни Императрицы Анны Иоанновны, коим велено было сделать церковнослужительским детям разбор, и лишних, особливо не учащихся, отдать в военную службу; то же было подтверждено еще строже другим указом сего года, Марта 5. Оба сии предписания, а наипаче строгое исполнение оных со стороны Гражданского Правительства в сиротствовавшей [Бывший Архиепископом Новогородским Преосвященнейший Феофан Прокопович скончался еще 1736 года Сентября 8, а на месте его не было 4 года в Новгороде определенного Архиерея.] тогда Новгородской Епархии, принудили церковнослужителей с последним своим иждивением отдавать детей своих в бывшую тогда при Новгородском Архиерейском доме духовную Славянскую школу; потому что до 1740 года не было еще в Новгороде полной Семинарии. Но мать Тимофеева, по бедности своей и по случившейся тогда от неурожая хлеба дороговизне в содержании, не могла и сим средством сохранить сына своего, и для облегчения даже собственного пропитания привезла его в Новгород на рассмотрение начальству, которым он и назначен уже был к выключке из духовного звания и к определению в военную Арифметическую школу. Старший сын ее, бывший тогда в Новгороде причетником при некоторой церкви, сжалясь над участию своего брата, при всей собственной бедности, употребил однако ж ходатайство у властей о назначении его в духовное училище на его содержание, и с 11 Декабря 1738 года записал его в оное.

Тимофей, начав учиться в школах, упражнялся и дома под надзиранием брата в чтении полезных книг, а в свободные часы приобретал сам себе пропитание, нанимаясь у огородников копать гряды. По несчастию, тогда множество без различия собравшихся всякого возраста учеников, коих число простиралось до тысячи, и недостаток учителей, коих находилось только двое с несколькими помощниками, были препятствием успехам тех и других в училище. Но с 1740 года, когда в Новгород переведен был Вологодский Епископ Амвросий Юшкевич и в Октябре прибыл в свою паству, то училище Новгородское с тех пор получило совсем новое и лучшее устройство. Сей Преосвященный с самого прибытия обратил, попечительнейшее внимание на заведение полной Семинарии. На сей конец вызвал он из Киева одного искусного в Латинской словесности Иеромонаха именем Иннокентия Мигалевича и препоручил ему как управление школ, так и заведение всех классов по порядку. Семинария, как говорит Историописатель оной [Преосвященный Симон, бывший Архиепископ Рязанский, в Истории сей Семинарии, помещенной в сочиненном им Курсе Философии на Латинском языке, преподаванной там же с 10 Сентября 1756 года. Книга сия остается в рукописях.], в тот же год приведена была в надлежащий порядок; и поелику тогда же снабжена была весьма довольным казенным жалованьем, то по правилам Духовного Регламента выведена из Архиерейского дома за город в монастырь святого Антония Римлянина. Из вышепоказанного великого числа учеников выбраны были только надежнейшие; прочие ж от учения уволены, а из надежнейших лучшие 200 человек определены на казенное в оном монастыре содержание. В сие число казенных учеников помещен для продолжения наук и Тимофей, прозывавшийся Соколовым. Таким образом Провидение, помогая и недостатку его содержания, поставило его с пособиями на предназначенный ему путь.

Префект Иннокентий Мигалевич со вступления своего в управление Семинарии обучал сам учеников сперва Синтаксису, в последующий год Поэзии, а потом два года Риторике, вспомоществуем будучи в низших классах вызванными также из Киевской Академии другими учителями. Тимофей Соколов, всегда будучи в числе учеников наипаче преуспевавших, переходил за учителем своим Мигалевичем в высшие классы. В Риторическом учился он четыре года, то есть до Сентября 1746 года (потому что не учреждены еще были тогда классы высшие), и имел учителя в оном от 1742 до 1743 года вышеупомянутого Мигалевича, а с 1743 по Сентябрь 1746 года Иеромонаха Иосифа Ямницкого. При Ямницком с 1744 года он начал обучаться Греческому языку; а с 1745 года усовершил себя в оном при бывшем учителе сего класса Павле, или, как после в монашестве назывался, Парфении Сопковском, так что после и место своего учителя он заступил в обучении других сему языку, как ниже будет сказано.

В Августе 1745 года по кончине Преосвященного Архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича [Он скончался 17 Мая 1745 года.] переведен был из Пскова в Новгород Преосвященный Архиепископ Стефан Калиновский. Сей просвещенный Пастырь приложил вящие о Новгородской Семинарии попечения, и с 1746 года завел Философский класс, в который переведен был из Риторики с прочими преуспевшими соучениками также и Тимофей Соколов. Учителем ему и в сем классе был вышеупомянутый Иосиф Ямницкий чрез два года. В Сентябре 1748 года Преосвященный открыл Богословский класс, и Тимофей переведен был в оной с тем же своим учителем Ямницким. Но сей учитель, о коем благодарный ученик его всегда вспоминал с уважением и сожалением, скончался в Декабре того же года от чахотки. Посему Богословского класса ученики, а с ними Тимофей, опять обращены в философский и продолжали слушать Философию при учителе оной Иеромонахе Иоасафе Миткевиче. Между тем, дарования, прилежание и успехи отличали Тимофея, и приобретали ему любовь и уважение как от Семинарских начальников, так и от Архипастыря. Посему, когда с Сентября 1750 года Риторический и Греческий учитель Парфений Сопковский определен был учителем Философии, а от Греческого класса отказался, то должность обучать юношество Греческому языку в Семинарии возложена была на Тимофея Соколова, который с 1750 года и Греческому языку обучал четыре года, и сам притом обучался Богословии у Ректора Иоасафа Миткевича [Он был после Белоградским Епископом.], ибо сей первый курс Богословии был четырехгодичный и кончился пред 15 Июля 1754 года. По окончании же оного в том же 1754 году с Сентября определен он учителем Риторики на место поступившего в Философский класс Иеромонаха Иерофея Кремянского, а Греческий класс преподавать оставил ученику своему Федору Сотскому, бывшему потом переводчиком Греческого языка при Синоде.

Еще со времени своего учительства в Греческом классе, Тимофей, по склонности к духовной жизни, возымел желание вступить в монашеское состояние, и сию благочестивую склонность тайно питал в себе долгое время. Но родственники, заметив его намерение и желая в нем иметь неотлучную подпору и украшение своего рода, всячески старались преклонить его к браку и вступлению в чин белого священства. По кончине же покровителя его - Преосвященного Стефана, Архиепископа Новгородского, (случившейся в 1753 году Сентября 16), поелику Новгородская Епархия пребывала тогда без Пастыря целые четыре года, то он решимость свою отложил на несколько времени. А когда в 1757 году Октября 22 переименован был из Рязанского Епископа Архиепископом в Новгород Преосвященный Димитрий Сеченов, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде и живший в Санкт-Петербурге, то Тимофей объявил посланною к нему просьбою давнее свое желание вступить в монашество. И так по благословению сего Преосвященного пострижен он вместе с соучеником, бывшим тогда Философии учителем Стефаном Лаговским 1758 года Апреля 10, в самую Лазареву субботу пред Литургиею, Ректором Семинарии Новгородской и Архимандритом Антониева монастыря Парфением Сопковским (который после был Смоленским Епископом) и в пострижении наречен Тихоном. На следующей седмице Пасхи, по повелению Преосвященного Димитрия, отправился он с упомянутым товарищем Лаговским в Санкт-Петербург, где оба они посвящены были, Лаговский во Иеромонаха, а Тихон в Иеродиакона в самое Фомино Воскресенье, и потом отпущены обратно в Новгород. Во время следующей летней вакации Тихон опять будучи призван в Санкт-Петербург, посвящен был во Иеромонаха.

В том же 1758 году с Августа 27 возложены на него новые по Семинарии труды. Ибо когда бывший дотоле Философии учитель Стефан Лаговский, по пострижении в монашестве нареченный Симон [Бывший наконец Архиепископом Рязанским.], произведен на место бывшего Ректора Парфения Сопковского Ректором Семинарии Новгородской и учителем Богословии, то Тихон из Риторического класса поступил на место его в Философский; а 13 Января 1759 года наименован и Префектом Семинарии. Но не долго трудился он в звании сем, и Провидение вскоре позвало его к высшему. Ибо Преосвященный Афанасий, Епископ Тверский, довольно знавший дарования, просвещение и добродетель Тихона, испросил его у Преосвященного Новгородского Архиепископа Димитрия в свою Епархию; и потому 26 Августа 1759 года последовал из Св. Синода указ об увольнении его в Тверскую Епархию, с предписанием, к определению по рассмотрению тамошнего Преосвященного к лучшему пред сим, в коем он находился, звания послушанию.

Когда прибыл он в Тверь, то немедленно Преосвященным Афанасием произведен во Архимандрита Желтикова монастыря; в том же 1759 году переведен в Отрочь монастырь, с определением Тверской Семинарии Ректором и Богословии учителем. В сем звании пребыл он около двух лет, и 1761 года, Мая 13, по именному указу Государыни Императрицы Елизавете Петровны, а по представлению Святейшего Синода хиротонисан в Санкт-Петербургском Петропавловском Соборе во Епископа городов Кексгольма и Ладогии с тем, чтобы управляя Новгородским Хутынским монастырем, быть Викарием Новгородского Архиепископа, коим тогда находился вышеупомянутый Преосвященный Димитрий Сеченов, пребывавший всегда в Санкт-Петербурге, и по благоволению к Тихону желавший иметь его своим помощником по Новгородской Епархии.

Таким образом, Тихон получил от промысла Божия жезл пастырства на тридцать седьмом году своей жизни, и начал пасти словесное стадо Христовых овец наставлением и примером. В Августе следующего 1762 года, когда Святейший Синод для совершения коронации Императрицы Екатерины II из Санкт-Петербурга отправился в Москву, а в Санкт-Петербурге оставил на время отсутствия своего Синодальную контору, то Преосвященному Тихону высочайше повелено было председательствовать в сей конторе, и посему переехал он в Санкт-Петербург. Между тем, пока Двор и Св. Синод находился еще в Москве, 1763 года Января 1 скончался Воронежский и Елецкий Епископ Иоанникий Павлуцкий [Здесь для любопытных, особливо Воронежской паствы, читателей предлагается краткий имянной список Преосвященных оной Епархии, учрежденной в 1682 г. Апреля 2 из седьми отделенных от Рязанской Епархии городов, и с того времени первый Епископ оной был Митрофан, скончавшийся в Воронеже 1703 года, Ноября 23. 2) С 1704, Июля 2, Архиепископ Арсений Кастюрин, скончавшийся в Воронеже 1712 года, Июля 18. 3) С 1714, Апреля 25, Митрополит Пахомий Шлаковский, скончавшийся в Воронеже 1723, Сентября 23. 4) С 1725, Октября 31, Епископ Иосиф, скончавшийся проездом в Москве 1726, Декабря 27. 5) С 1727, Марта 1, Епископ Лев Орлов, скончавшийся в Москве на пенсии 1755 года, Генваря 28 дня. 6) С 1730, Июня 8, Епископ Иоаким Струков, скончавшийся в Воронеже 1742, Сентября 1. 7) С 1742, Декабря 2, Епископ Вениамин Сахновский, скончавшийся в Воронеже 1743, Марта 28. 8) С 1743, Сентября 14, Епископ Феофилакт, скончавшийся в Воронеже 1757, Ноября 30. 9) С 1758, Августа 6, Епископ Кирилл Ляшевецкий, скончавшийся в Чернигове 1771 года, Мая 14 по переведении туда Епископом же. 10) С 1761, Декабря 6, Епископ Иоанникий Павлуцкий, скончавшийся в Воронеже 1 Января, 1763 года. 11) С 1763, Февраля 3, Епископ Тихон 1 Соколов, скончавшийся в Задонском монастыре на обещании 1783, Августа 18 числа. 12) С 1767, Декабря 24, Епископ Тихон II Якубовский, скончавшийся в Суздале в 1786 году, Апреля 4, по переведении туда Епископом. 13) С 1775, Июня 21, Епископ Тихон III Малинин, скончавшийся Архиепископом в Астрахани 1793, Ноября 14. 14) С 1788, Июля 29, Епископ Иннокентий Полянский, скончавшийся в Воронеже 15 Апреля, 1794 года. 15) С 1795, Мая 21, Епископ Мефодий Смирнов, скончавшийся во Пскове Архиепископом Февраля 2, 1815 года. 16) С 1799 года, Апреля 10, Епископ Афанасий Иванов, скончавшийся Архиепископом в Екатеринославле 1805 года, 18 Августа. 17) С 1799, Ноября 20, Епископ Арсений Москвин, скончавшийся в Воронеже 1810 года, Мая 6. 18) С 1810, Сентября 23, Епископ Антоний Соколов, переведенный 1816, Февраля 7 в Калугу. 19) С 1816, Февраля 7, Епископ Епифаний Коневецкий, пребывающий доныне.] на место коего по представлению Св. Синода Имянным указом Государыни Императрицы Екатерины II Февраля 3 назначен в Воронеж сей Преосвященный Тихон, и во исполнение указа сего по возвращении уже Св. Синода в Санкт-Петербург, отправился он на новую паству свою в конце Апреля того 1763 года, и Мая 14 прибыл в загородный Воронежский Троицкий Архиерейский дом.

Народ тогдашнего времени в сем краю России был простее, ближе к старинному образу жизни, привязаннее ко всем давним обычаям, и вообще не столько просвещен, как нынешний. Благочестивому и добродетельному Пастырю многое в нем приятно было; но также много находил он и такого, что смущало душу его, и наконец в исправлении того неусыпностию изнурило его даже здравие. Первое свое внимание, как Архипастырь церкви, обратил он на подначальных Пастырей и служителей оныя. Ибо и сей первый чин его паствы был тогда сообразен вышеупомянутому свойству народа. В Воронежской Епархии до тех пор еще не было полной Семинарии; а Преосвященный сей по прибытии своем не застал и никакой, потому что хотя она заведена была еще с 1745 года [Некоторое основание, или по крайней мере предуготовление Духовной Семинарии в Воронеже было еще около 1729 года при Преосвященном Льве, который для сего наложил на Епархиальное свое духовенство некоторую дань в пользу школе. А преемник его Преосвященный Иоаким, переведенный на Воронеж из Переяславля Киевского, привез с собою одного из Киевской Академии ученого Иеродиакона Порфирия, который уже действительно при Архиерейском доме основал Славяно-Латинские школы, и оные продолжались по кончину Преосвященного Иоакима; после же сами собою прекратились. Наконец уже в 1745 году, по указу Святейшего Синода, повелено было завести опять по Духовному Регламенту надлежащую Семинарию. Восстановителем и учредителем оной в сем случае был один Киевский студент Лукиан Стасевич, тот же самый, который основал прежде того и Коломенскую Семинарию (См. "Московский любопытный месяцеслов" 1776 года, стр. 150). Сей Стасевич потом в Воронежской Епархии был Протопопом, и умер в 1789 году той же Епархии в слободе Лиске. Но основанная им Семинария до 1777 года имела науки только до Философии; с Января 1777 года основан Философский класс, а с 1779 года Богословский.], при Преосвященном Фиофилакте, однако ж при нем и при его преемнике, Преосвященном Кирилле, учение Семинаристов происходило только до Риторики. А когда Преосвященный Кирилл в 1761 году переведен в Чернигов, то взял с собою и Семинарии Префекта Иерофея Малицкого [Сей Иерофей Малицкий после был Епископом Черниговским, а с 1 Апреля 1796 года Митрополитом Киевским, и там в 1799 году, Сентября 2 скончался.], тогда обучавшего Реторический и Пиитический класс. Синтактический же учитель Иеромонах Смарагд Разчисловский, вскоре потом до приезда еще Преосвященного Иоанникия умер, и Семинария осталась при одном токмо нижнеклассном учителе Тимофее Далматове. Преемник Кириллов Преосвященный Иоанникий был сам из не учившихся в школах, и когда прибыл на Воронеж, то уничтожил совсем Латинское языкоучение, а учеников распустил. На место же Латинских классов, для малолетних церковнослужительских детей, уставил одну Славянскую школу при своем доме, а другую такую же в городе Острогожске. Но чрез 9 месяцев от прибытия своего на Воронеж Преосвященный сей скончался.

Когда на место его прибыл Преосвященный Тихон I, то предлежало ему заводить всю Семинарию вновь. Но, сверх недостатка учителей, встретились ему тогда на время неожиданные препятствия, а именно: до сих пор Семинария содержалась, по силе Духовного Регламента и указа 1724 г., Сентября 28, на иждивении собиравшейся с монастырей и пустынь двадцатой, а с церковнослужителей тридцатой доли всякого хлеба, и притом разных штрафных и прежними Преосвященными возложенных на Духовенство даней; а вскоре по прибытии на Епархию Преосвященного Тихона I, т.е. 1764 г., Февраля 29, по указу Императрицы Екатерины II, отписаны были все духовные вотчины, и пятым пунктом новых духовных штатов запрещалось собирать на Семинарии с монастырей и церквей помянутые доли хлеба, а также и все дани с белого духовенства; вместо же сего впредь обещано Семинариям определить денежное жалованье из Коллегии Економии. Почему Преосвященный Тихон до исполнения обещания сего паки оставался без всяких пособий к основанию Семинарии. Однако ж до следующего года старался поддерживать по крайней мере Славянские заведенные предместником своим школы при Архиерейском доме и в Острогожске; а притом таковые ж школы для приуготовления к Семинарии учредил он еще в Епаршеских городах своих Ельце и Черкасске. С следующего же 1765 года, когда по штатам снабжена была Воронежская Семинария годовым жалованьем по 653 руб. 55 коп., завел он и Латинское языкоучение во всех оных Славянских школах; а в Воронеже собрал и всю почти распущенную Семинарию, и чрез два года возвел оную на прежнюю степень приглашенными некоторыми учителями, отчасти из Киевской Академии, а более из Харьковского Коллегиума.

Его попечение о воспитывании юношества для церкви сим одним не ограничивалось. Он сам часто посещал классы, предначертывал порядок в учении, отмечал лучшие и поучительнейшие из писателей места для толкования юношеству, давал собственные письменные правила для поведения и надзора учеников, а отличавшихся своих питомцев ободрял иных подарками платья, иных денежным жалованьем, а иных полным казенным содержанием. Притом как для семинаристов, так и для народа учредил он с 1765 года открытое преподавание Христианского закона в Соборной церкви по воскресным дням; а для священников своей паствы сочинил он еще в 1763 году, вскоре по прибытии, особенную книжицу, под названием Должность Священническая о седьми тайнах святых, и разослал по всем монастырям и духовным правлениям для раздачи священникам. В следующем 1764 году в дополнение к ней книжнице написал он еще Прибавление к должности священнической о тайне Святаго покаяния. А потом в 1765 году издал еще Наставление священнослужителям о предостережении от пьянства, увещание к непразднословию, к братолюбию и прощению обид, к достойному приуготовлению себя на священнослужение, к надлежащему продолжению оного, к внимательному чтению Евангелия и посланий, к прилежному исповеданию грешных, к утешению в болезни лежащих и прочая, и сие последнее наставление состояло в 10 статьях. В руководство же духовным Правлениям сочинил он Увещание о сохранении правосудия и присяги.

Между сим самим он занимался вместе исправлением и просвещением народа. На сей конец он сочинял приличные поучения, и рассылал их для чтения по церквам. Сверх того составил он в 1765 году для пользы всей своей паствы четыре особенные книжицы, под заглавиями: 1) Краткое увещание, что всякому Христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно; 2) Примечания некая, из Святаго Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами; а при конце краткое к скорому обращению увещание в пользу душевную всякому; 3) Наставление о должности Христианской родителей к детям и детей к родителям; 4) Плоть и дух, изображающее борьбу и противоположность сих составов человека по указанию Св. Писания и Св. Златоуста; с присовокуплением своих рассуждений и наставлений. Сие сочинение после было поправляемо и дополняемо и окончено уже в 1767 г. Все сии книжицы повелел он священникам чаще в церквах прочитывать народу, напоминать оному описанные в них наставления при всяком случае; а для большого ведения списки с первых трех, яко кратких, прибить листами на стенах в церквах. Кроме того, неусыпный сей Пастырь иногда присылал для чтения по церквам случайные некоторые увещания и наставления народу; ибо он недремлемо надзирал свою паству. Достоин здесь наипаче упоминовения один случай, в коем он показал ревность Илиину и пастырское дерзновение, подобное Златоустову и Амвросиеву.

В Воронеже исстари, а вероятно, последуя еще древнему какому-нибудь языческому Славянскому празднеству, был некоторый праздник, называвшийся Ярило, и отправлявшийся ежегодно пред заговеньем Петрова поста до вторника самого поста ["Из сих обстоятельств праздника сего видно (так писал сам сей Преосвященный в увещании своем народу), что древний некакий был идол, прозываемый именем Ярило, который в сих странах за Бога почитаем был, пока еще не было Христианского благочестия. А иные праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем. Но давно ли праздник сей начался? спрашивал я у тех же стариков, которые мне точно объявили, что он еще издавна, а потом примолвили, что от году в год умножается, и так, де, его люди ожидают как годового торжества. Но когда он приспеет, то убираются празднующие его в лучшее платье, и проч. - Начинается он, как те же люди мне объявляют, в среду или в пяток по сошествии Св. Духа, и умножается чрез следующие дни, а в понедельник первый поста сего и оканчивается..."]. В сии дни весь городской, а также и окрестный сельский народ съезжался на прежде бывшую за старыми Московскими воротами в Воронеже площадь, составлял род ярмарки, а в домах по городу делалось приуготовление к сим дням как бы к какому-нибудь знаменитому празднеству. На сборище сие избирался человек, которого обвязывали всякими цветами, разными лентами и колокольчиками. На голову надевали высокий колпак, сделанный из бумаги, раскрашенный и развязанный также лентами. Лицо ему намазывали румянами; в руки давали позвонки. В таком наряде ходил он пляшучи по площади, сопровождаемый толпами народа обоего пола, и назывался Ярилом. Повсюду видимы были также игры, пляски, лакомство и пьянство и страшные кулачные бои, от коих часто праздник сей ознаменуем бывал смертоубийствами и увечьями людей. В 1765 году, когда с Мая 25 началось такое же бесчинное празднество на вышеупомянутой площади, то ревностный по Христианскому целомудрию Пастырь сей, уведомлен будучи от некоторых благонравных граждан о сем буйном игрище, не мог пребыть спокоен, и в последний день оного, то есть, в понедельник Петрова поста, случившийся тогда в 30 день Мая, из загородного своего Троицкого дома приехал на самую площадь. "Я увидел (так писал сам сей Пастырь в увещании своем народу, говоренном в следующее ж после сего Воскресенье Июня 5, в Воронежском Соборе), я увидел, что множество мужей и жен, старых и младых и малых детей из всего города на то место собралось. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки; иных раненых, иных окровавленных; приметил плясания жен пьяных с скверными песнями и проч. и проч." - Сие неистовое позорище воспламенило его благочестивым негодованием. Он въехал в самую средину бесчинствующей толпы, начал обличительное и трогательнейшее слово к народу, устыженному самим присутствием его и вдруг прекратившему игрища свои. Многие от стыда разбежались тотчас по домам, а на лицах окружающих его видимо было безмолвное грызение совести. Одушевляем будучи Пастырскою ревностью, он обличал, умолял, советовал, и потом с угрожением отлучения от церкви повелевал прекратить сие несходственное с Христианским благочестием игрище. Наконец, столько успел словом своим, что принудил народ в то же время пред лицем своим разрушить игрищные и торжищные шалаши и потом возвратился в дом.

На другой день, во вторник Мая 31, созвал он к себе в загородный Троицкий дом все градское священство и лучших граждан; начал паки увещательное и обличительное пространное к ним слово; доказывал безобразие и бесчиние сего праздника; умолял оставить оный навсегда, и истребовав от них в том обещание, назначил в следующий Воскресный день быть в Воронежском Благовещенском Соборе всеобщему собранию народа для последнего своего увещания. Здесь сперва описал он простым, но выразительным и точным образом бесчинства сего праздника, и примолвил: "Вот какой праздник, слышателие, усмотрел я в Христианех, в тех людях, которые троекратным отвержением отреклись сатаны и всех дел его, троекратно присягнули служить Христу и записались в воинство Его; в тех людях усмотрел я праздник сей, которые исповедают Бога, сотворшего небо и землю, усты прославляют имя святые Троицы, украшаются именем Христианским, веру исповедают, тайны святые приемлют, чают воскресения мертвых и жизни будущего века и проч., а когда? - в такое время, в которое по узаконению церкви Христовой, общия нашея матере, истинные Христиане пост начали; в такое время, в которое не успела церковь Святая отпраздновать праздник Святые Пятидесятницы, праздник уставленный в благодарение Господу Богу нашему и проч. - В такое, глаголю, время, в которое всякой Христианской душе должно благоговеть, изрядный сей совершают праздник! и кто же празднует так?... Христиане - так, славного рода люди, рода Христова люди, род избран, царское священие, язык свят, люди обновления; они-то сей совершают праздник, и с таким усердием и горячностию, как в начале слова моего слышали вы, слушатели: но увы ослепления! Христиане забылись, что они Христиане суть; усты Христа исповедают, а делом отмещутся его; словом прославляют Бога, а бесчинными делами хулят имя его пресвятое. Я вам самим отдаю на рассуждение, слышатели: сами рассудите, какой се праздник есть, собираться на пустое место в великом множестве, упиваться бесчувственно, производить пляски, игры бесчинные, возносить кличи и вопли богомерзкие, друг с другом сквернословить, браниться, ссориться, друг с другом биться, друг друга ранить, друг друга окровавлять и прочая сим подобная делать, которых слух души целомудренные не может стерпети и проч". - После того Пастырь сей доказывает, что праздник сей есть идолопоклоннический, бесовский и неприличный Христианам, и чрез сравнение с пленением Израильским, описанным у Иеремии (Плача гл. 9 и 5), живо и с состраданием описывает порабощение в сем душ Христианских от диавола.

Потом с отеческим сердобольным увещанием присовокупляет: "В сей горести и болезни сердца обращаю мое слово ко всем живущим в граде сем, и с плачем молю, истребите зло сие от среды вас. Священницы! Пастыри словесных овец Христовых! стражие дому Господня! Ангели, возвещающие волю Отца небесного! по своей должности настойте, умолите, запретите! пощадите души, порученные вам от Пастыреначальника Иисуса Христа, кровию Его искупленные, за которые вы в день судный страшному Судии имеете отдать ответ! Отвращайте их от сего нечестия десными и шуими! Господа командующие, которым от благочестивейшей Монархини поручен меч на устрашение злодеев и нечествующих! устрашайте мечем сим и пресекайте бесчиние и соблазны людей, противящихся слову истинны. Честные отцы и матери! удерживайте от того детей своих всяким образом, и паче воспитывайте их в страхе Божии и во всяком наказании, да не и за них истязани будете в день судный. Господа! воспящайте продерзость рабов своих. Честною сединою и житием непорочным красящиеся граждане! советуйте благообразным советом. Всех вообще молю! вси потщитеся единодушно впредь сему нечестия сонмищу и прочиим подобным нехристианским игрищам быть не допущать и пр." - После сего он опровергает то извинение, что-де сей праздник не новый, а давно введенный в обыкновение, и в заключение с умилительною простотою прибавляет: "Напоследок и я, недостойный Пастырь ваш, увещаваю и молю, от обычаев сих злых и душевредных удаляться, и праздник сей бесовский забвению предать, яко многих зол виновный. Ибо чем более, как сим беззаконным и неистовым торжеством имя Христово хулится, и благочестивая наша вера порочится? Противницы наши видя сие неистовство, точно поношаются и говорят: вот-де какие у них праздники! знать такая и вера у них, такое и благочестие! Сим праздником обесславляется и град сей: ибо прочих Российских градов жители, смотря на таковые праздники, праведно говорят: вот что у них делается! в Воронеже-де некакой праздник, праздник, какого нигде нет и проч. От сего беззаконного торжества претерпевает укоризну и Пастырь ваш: чего-де он смотрит так? Ведь-де он на то учрежден, чтобы такие нечестия возрастающие отсекать. Знать, что он или не знает своего звания, или позабыл, или не радит о том. Да праведно и говорят тое. Ах беззаконный праздник! о студное имя Ярило! мерзское имя Ярило! гнусное имя Ярило! слуха целомудренного недостойное имя Ярило! диявольское изобретение Ярило! толь многих зол виновное имя Ярило! О когда бы и не слыхивать имене того! о когда бы и из памяти изгладилось имя тое нечестивое! Но да избежим, слышателие, вси вообще греха и общего стыда. Разрушите, молю и прошу, разрушите сомнище сие! не попускайте впредь быть сему беззаконному собранию! изгладите из памяти своей варварское сие и мерзкое именование Ярило! Предайте забвению праздники сии! а празднуйте единому Триипостасному Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, в него же крестистеся, и на всяком месте прославляйте величество Его. А и за то, что благость Его доселе беззаконными сими праздниками прогневляли, покайтеся, жалейте и к благоутробию Его с сокрушением сердца и со слезами прибегните. Он, как Отец многомилостивый, кающихся приимет вас и грехи ваша вам оставит и помилует по велицей Своей милости. Аминь" [Сие слово полное напечатано в остальных сочинениях Преосвященного Тихона I в С.-Петербурге 1799 г.].

Сие не витийством, но простосердечием и пастырскою ревностию одушевленное слово имело удивительный успех. В церкви все собрание беспрестанно рыдало и частыми стонами слушателей иногда заглушаемо было даже слово. Все с чистым сокрушением сердца раскаялись, и к славе сего Пастыря действительно навсегда оставлен сей бесчинный праздник в Воронеже, и с тех самых пор уже не существует. Вышеупомянутое пастырское увещание повторено было тогда же по всем приходским церквам, и тем более вдохнуло и распространило повсемственное раскаяние. Многие, сами приходя в загородный дом, где он обыкновенно пребывал летом, припадали к ногам благочестивого и добродетельного своего Пастыря и от горячности своего покаяния со слезами просили прощения у него за причинение беспокойство сердцу его. А Пастырь давал им новые увещания и утешения. Наконец совесть всех успокоена, и Пастырь всегда славословил Бога за успех своей ревности по Христианскому благочестию.

В том же году он употребил такое же тщание о пресечении бесчинств, обыкновенно бывающих и в сырную седмицу. В сочиненном для сего слове к народу [Сие слово напечатано в числе разных проповедей сего Преосвященного 1784 г. в С.-Петербурге.] он сперва изъясняет долг свой и обязанность к обличению беспорядков, оказывающихся в Христианах. Потом просто, но живо и уличительно начинает описывать народное празднование сырной седьмицы. После сего изъясняет, для чего церковию сия седьмица уставлена и что в оную церковь Христианам напоминает; а из сего уставоположения выводит он трогательнейшие обличения празднующим бесчинно седмицу сию Христианам; сравнивает их празднование с языческим древним праздником, называвшимся Баханалиями; напоминает читанное в предшедшую мясопустную неделю Евангелие о страшном суде и оттуда разительным образом описывает суд сей; а потом из церковной службы сыропустной недели также живейшим обр

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia