Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Стравинский





Стравинский, Федор Игнатьевич

[8(20). 6.1843, д. Новый Двор Речицкого у. Минск. губ., ныне Гомельской обл. -21.11 (4.12). 1902, Петербург] - арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Отец композитора И. Стравинского и певца Г. Стравинского. Род. в семье агронома. В 1859- 65 учился в Нежин, и Мозырьской гимназиях, где игран в водевилях и пел в хоре, затем на юридич. ф-тах Новоросс. (1865-66) и Киев. (1866-68) ун-тов, в Нежин, лицее (1869). В 1869-73 по совету К. Вильбоа и В. Кологривова обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Репетто, Эрит Виардо, Г. Ниссен-Саломан, с 1871 - К. Эверарди). Окончив конс., дебютировал в партии графа Родольфа в Киеве, где за три года спел 17 партий. Летом 1874 гастролировал в Одессе и Елизаветграде. В 1876-1902 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Мефистофеля - "Фауст" и Фарлафа). В 1901 получил звание "Засл. артист имп. театров". Обладал ровным звучным голосом обширного диапазона (св. двух октав, от нижнего фа до верхнего соль-диез), однако не отличавшимся большой силой и красотой тембра. Легко исп. различные фиоритуры (особенно в партии Каспара), владел мастерством mezza voce, искусной филировкой звука. Пение отличалось интонационной выразительностью. Работая над ролью, тщательно изучал литературу, исторические источники, изобразительный материал. Уделял большое внимание внешнему рисунку образа (мимика, жест, костюм, грим - арт. всегда сам гримировался). Метод работы С. над созданием сцен. образов впоследствии использовался Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым и др. За 26 лет сцен. деят-сти исп. в 59 операх 66 разнохарактерных партий (драм., трагич., комедийных; по диапазону - от низких басовых до баритоновых). Наиболее значительное место в репертуаре певца принадлежало партиям в операх рус. композиторов (всего 31 партия).

1-й исп. партий: Светлейшего ("Кузнец Вакула"), Ивана Грозного ("Купец Калашников"), Головы ("Майская ночь"), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" В. Кюнера), Дюнуа ("Орлеанская дева"). Деда Мороза ("Снегурочка"), Казанбека ("Кавказский пленник"), Югурта ("Корделия"; 1-я ред.), Вильгельма Завоевателя ("Гарольд"), Мамырова ("Чародейка"), Полтева ("Горюша"), Скулы ("Князь Игорь"), Мстивого ("Млада"), Панаса ("Ночь перед Рождеством"), Андрея Дубровского ("Дубровский"), Варлаама ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Раймонда ("Сарацин"), Дуды ("Садко"); в Киеве - Вязьминского ("Опричник"); в Мариинском т-ре - Орлика ("Мазепа" П. Чайковского), Спарафучиле ("Риголетто"); на рус. сцене - Рамфиса ("Аида"), Цуниги ("Кармен"), Капулети ("Ромео и Джульетта"), Пистоля ("Фальстаф"), Мефистофеля ("Мефистофель"), Паоло Орсини ("Риенци").

С. был продолжателем традиций О. Петрова, что с особенной худож. силой выявилось в исп. им партий Фарлафа (одна из лучших ролей арт.) и Варлаама (исп. по словам В. Стасова, "с великим талантом"*). В числе лучших также партии Олоферна (до Ф. Шаляпина считался одним из самых ярких исп.), Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского), Еремки, Старика-странника, Мамырова (одно из высших вокально-сцен. достижений арт.), Орлика. "Стравинский создал из Орлика совершенно изумительную фигуру жестокого палача, достойного соучастника Мазепы. Драматическая наполненность каждого слова, особенно, например, фразы: "Открой, где клады, скрытые тобой?" - потрясла зрителя, видевшего перед собой зверский образ мучителя. Стравинский и Мельников так вели сцену в тюрьме, что публика каждый раз по окончании ее разражалась бурей аплодисментов. Это было настоящее торжество музыкальной драмы, которое, по словам М. И. Чайковского, дало петербургскому исполнению преимущество перед московским"**.

В зарубежном репертуаре певца мастерством исп. отличались партии Дона Базилио и Дон Бартоло ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофеля ("Фауст" и "Мефистофель"), Сен-Бри и Марселя ("Гугеноты"), Спарафучиле, Генриха-Птицелова. Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан, Агамемнон; Лепорелло ("Дон Жуан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"). Партнеры: М. Корякин, Ф. Литвин, И. Мельников, Е. Мравина, И. Прянишников, М. Славина, Ф. Шаляпин. Пел п/у 3. Направника, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна.

Деят-сть С. явилась значительным этапом в развитии рус. оперного исполнительства. Своим искусством певец боролся против рутины и фальши на оперной сцене, утверждая единство вокального и сцен воплощения образа. Продолжателем его традиций ста Шаляпин.

С. был также выдающимся камерным певцом. В годы молодости, часто выступая в концертах, использовал прием театрализации произв. Это оказало впоследствии большое влияние на становление С. как арт. реалистического направления. Всего выступил в концертах св. 500 раз. Камерный репертуар был обширен и многообразен - романсы М. Глинки (был лучшим исп. "Ночного смотра"), А. Даргомыжского. А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи. П. Чайковского, Э. Направника, А. Рубинштейна. Ф. Шуберта, Р. Шумана. Певцу посвятили свои романсы Римский-Корсаков ("Анчар - древо смерти", 1897). Рубинштейн ("Баллада", 1891). Неоднократно С. аккомпанировал М. Мусоргский (1-й исп. ряда романсов композитора). В киев, период активно участвовал в концертах РМО, а также в автор концертах Н. Лысенко. В Петербурге пел в благотворительных концертах в пользу студентов Медико-хирургической академии, в концертах Бесплатной муз. школы, на муз.-литературных вечерах. В симф. концертах исп. сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта. Реквиеме Дж. Верди, в "Торжественной мессе" и 9-й симфонии Л. Бетховена, драм. легенде "Гибель Фауста" Г. Берлиоза (1-й исп. в России партии Брандера), в "Странствии Розы" Р. Шумана.

Талант певца высоко ценили В. Стасов, А. Бородин. Ц. Кюи, П. Чайковский. Н. Римскни-Корсаков.

С. был широкообразованным и разносторонне одаренным человеком. Им собрана одна из ценнейших в Петербурге частных библиотек, свидетельствующая о его обширных знаниях в области истории, литературы, театр. дела, в частности за границей. Сохранились альбомы с зарисовками С (автопортреты в ролях. шаржи, иллюстрации; пейзажи) - в ЛГТМ.

В Мариинском т-ре установлен бюст певца (1915).

Лит.: Галлер К. Ф. И. Стравинский // Всемирная иллюстрация. 1878. № 483. С. 243; Баскин В. Ф. И. Стравинский // Там же. 1897. № 1457. С. 16: В-ва О. Ф. И. Стравинский // РМГ. 1898. № 3. С 272-275; Стасов В. В.* К юбилею Стравинского // Новости и Биржевая газета 1900. 30 дек.; То же, в его кн.: Избранные сочинения. Т. 3 - М., 1952; Финдейзен Ник. Памяти Ф. И. Стравинского // РМГ. 1902. № 48; Его же. На могиле Ф. И. Стравинского // Там же. 1908. № 49: Старк (Зигфрид) Э. А. Федор Игнатьевич Стравинский: 1843-1902 // Ежегодник имп. театров. Сезон 1903-1904. - СПб., 1905. Прилож. к вып. 14. С. 116-179; Его же. Петербургская опера и ее мастера: 1890-1910.- Л.; М. 1940. С. 190-226; Его же.** Сценическая история опер П. И. Чайковского в б. Мариинском театре // П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский). - Л., 1941. С. 64; Его же. Замечательный оперный актер // Сов, искусство. 1938. № 41 (447). 30 марта; Лихачев Вл. Стравинский // Театр и искусство. 1909. № 5. С. 97; Периодическая печать о музыке: В защиту памяти Ф. И. Стравинского // РМГ. 1909. № 9; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. - М.; Л., 1937. С. 229-230; Богданов-Березовский В. Федор Стравинский. - М.; Л., 1951; Львов М. Из истории вокального искусства. - М., 1964. С. 178-187; Памятник Ф. И. Стравинскому в Некрополе мастеров искусств / автор-сост. А, И. Чернов. - Л., 1970; Ф. Стравинский: Статьи, письма, воспоминания. - Л., 1972; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873-1889. - Л., 1973. С. 35- 38; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890- 1904. - Л., 1974. С. 45, 46. 88; Архив, материалы певца- в ГЦТМ.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia