Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Стародубский





Стародубский, Иван Алексеевич

- раскольничий писатель, по происхождению государственный крестьянин, род. в 1709 г., ум. в 1776 г. С. самоучкою достиг больших богословских знаний и, будучи членом поморской секты и хорошим оратором, с успехом боролся против феодосианцев, стародубцев и нетовцев. Единоверец С., Павел Любопытный (псевдоним), в своем "Историческом словаре староверческой церкви" характеризует его следующими словами: "Муж ученый, знатных талантов и ревнитель благочестия, отличный член Поморской церкви, славный творец разных сочинений в защиту Христианской церкви и в обличение врагов ее, редкий писатель староверческой и поповщинской истории, знатный победитель феодосиянских заблуждений и гнусного бракоборства, не раз торжественно поражавший нечестивый Никонианизм и заблуждение старообрядцев, не раз сражал и грубую нетовщину... Его красноречие и разительное убеждение в предметах истины пленяли всех слушающих и заставляли быть его послушником. Он был муж снисходительным, миролюбивый и решительный, имея дух, кои славу его возвышали до небес"... Эта характеристика, несомненно, страдает чрезмерной хвалебностью С. и пристрастием в его пользу, но она дает некоторое право заключить, что С. был человеком недюжинным и талантливым, Тот же Π. Любопытный свидетельствует, что С. "за тщательность в благочестии и твердость в своих предприятиях претерпел доброхотно от мира многия тесноты и бедствия", но в чем именно последние заключались, остается неизвестным. Следует прибавить еще, что С. "был редкий и сладимый певец, важный изограф святых икон и чистописания уставом, украшавший оным Москву, Стародуб и прочие страны благочестивых". Ему принадлежит целый ряд сочинений, имеющих значительную ценность для понимания сущности и истории раскола. Главнейшие из них: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкия, разительныя и духом благочестия и убеждения горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Татин, о двуперстом сложении и триперстии Никона патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова священства и Евхаристии" (1750 г.); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757 г.); "Показание о силе вечных заветов приказаний Божиих" (1757 г.); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения рождающей жене детей" (1758 г., 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759 г.); "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762 г.); "Исследование о Христовом священстве и опровержения бегствующих иерейства старообрядцев" (1762 г.) и мн. др.

П. Любопытный, "Исторический словарь староверческой церкви", M., 1863 г., стр. 24. - "Энциклопедич. словарь" Брокгауза и Эфрона, т. 31, СПб. , 1900 г., s. v.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.



Еще в энциклопедиях