Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Рыжкин





Рыжкин, Иосиф Яковлевич

род. 7 июля 1907 в Москве. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1935). В 1930 окончил теоретич. отд. Моск. конс. по кл. М. Ф. Гнесина. В 1929-1930 преподаватель рабфака; в 1930-1944 преподаватель Моск. конс., с 1935 доцент, с 1939 проф.; в 1940-1944 также зав. кафедрой теории и истории музыки военно-дирижерского ф-та; в 1944-1948 зав. кафедрой и проф. Ин-та военных дирижеров. В 1930-1933 науч. сотрудник Гос. академии художественных наук искусствознания (ГАХН - ГАНС). В 1932-1934 гл. редактор муз. вещания, в 1943-1946 консультант Всесоюз. радиокомитета. В 1933-1935, 1938-1939 пред. музыковедческой секции Моск. организации Союза сов. композиторов. В 1946-1947 зав. отд. журн. "СМ". В 1948-1966 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. В 1966-1973 проф. и зав. кафедрой истории и теории музыки Моск. ин-та культуры. С 1973-профессор-консультант Ин-та им. Гнесиных.

Автор работ по проблемам теории, истории музыки, музыкальной эстетики, рецензий и публицистич. статей в журн. и газ., в коллективных трудах и сборниках, в т. ч. "История учений о гармонии" ("Пролетарский музыкант", 1931, № 8, "Менуэт" Танеева (о художественном образе)" ("СМ", 1934, № 4), "Задачи советского симфонизма" ("СМ", 1935, № 6), № 6).

"О национальном вопросе в истории западноевропейской музыки" ("СМ", 1937, № 4), "Мясковский и советский симфонизм" ("Сов. искусство", 1937, № 47), "О пятой симфонии Шостаковича" (там же, № 61), "Очерк о гармонии" ("СМ", 1940, № 3), "Шестая симфония Чайковского - о трех типах русской музыкальной классики - историческом, эпическом и психолого-драматическом" ("СМ", 1946, № 1, 2, 3), "Взаимоотношение образов в музыкальном произведении и классификация так называемых музыкальных форм - композиционно-структурных типов" (в кн.: Вопросы музыкознания, вып. 2. М., 1953-1954), "Конкретность и обобщенность музыкального образа" (в кн.: Вопросы музыкознания. М., 1956), "О реализме" ("Вопросы литературы", 1957, № 5), "Стиль и реализм" (в кн.: Вопросы эстетики, 1958. М., № 1), "Путь правды (о развитии реализма в музыке)" ("СМ", 1958, № 1), "Испанские увертюры Глинки" (в кн.: М. И. Глинка. М., 1958), "Некоторые особенности развития национальных музыкальных культур" ("Сообщения Института истории искусств", 1959, № 15), "Современная музыка и гуманистический идеал" (в кн.: Вопросы эстетики, вып. 5. М., 1962), "О некоторых существенных особенностях музыки" (в кн.: Эстетические очерки. М., 1963), "Взаимосвязь личности и общества и эстетический идеал советского оперного творчества" (в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3. М. - Л., 1964), "Годы становления - по страницам летописи музыкальной жизни Советского Союза" ("МЖ", 1964, № 19, 23), "Образная композиция музыкального произведения" (в кн.: Интонация и музыкальный образ. М., 1965), "Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский и Асафьев)" (в кн.: Из истории советской эстетической мысли М., 1967), "Советское теоретическое музыкознание" (в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7. Л., 1968), "Music and Reality" (в кн.: Art and Society. M., 1969), "Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма - Пятая и Девятая симфонии" (в кн.: Бетховен, вып. 2. М., 1972), "Музыкальная жизнь как процесс" (в кн.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л.. 1974), "Новаторство обновленной традиции" ("СМ", 1976). Соч.: Очерки по истории теоретического музыкознания (совм. с Л. А. Мазелем), вып. 1-2. М., 1934, М. - Л., 1939; Бетховен и классический симфонизм. М., 1938; Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма. М. - Л., 1951; Назначение музыки и ее возможности. М., 1962.



Еще в энциклопедиях