Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Победоносцев





Победоносцев, Константин Петрович

[21.05(02.06).1827-10(23).03.1907] - социолог, правовед, гос. деятель. Род. в Москве. Сын проф. словесности Моск. ун-та. В 1846 окончил училище правоведения, преподавал гражд. право. В своих науч. статьях критиковал систему росс. судопроизводства. П. - автор учебника по гражд. праву, по к-рому учились несколько поколений росс. юристов. С 1860 по 1865 П. работал в Моск. департаментах Сената. С 1861 преподавал законоведение великим князьям, в том числе будущему императору Александру III. В 1868 становится сенатором, а в 1872 - членом Гос. Совета. Обер-прокурор Синода в 1880-1905. Умер в Москве. Испытал влияние идей славянофильства и франц. социол. школы Ле Пле, Ка-руса, Карлейля. За филос. и наукой признавал лишь статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного знания. Для П. жизнь и познание носят целостно-синкретический характер, где особую роль играют непосредственные ощущения, чувства, акты волеизлияния. Любая попытка рационально-логически проникнуть в целостную сущность мира и человека неизбежно разрушает и искажает эту целостность. Истина, по П., лежит вне сферы разума. Лишь религ. вера, к-рую "народ чует душой", способна давать целостную истину. Исходя из примата веры над разумом, П. особенно подчеркивал значение сердца и сердечного ведения в приобщении к таинствам религии. Именно религия, опирающаяся на веру, является, по П., дух. основой об-ва, гарантом его нравственности и процветания. Истинной религией является только христианство, где Бог открывается человеку в наибольшей глубине и мистической полноте. Бог есть всесовершеннейшее существо, начало и цель сущего. В Богочеловеке Иисусе Христе Бог явился человеку, став главою христ. Церкви. Для П. есть только одна истинная христ. церковь - православная. Она - основа нац. рус. самосознания и государственности. П. настаивал на органическом единстве и нераздельности церкви и гос-ва, уподобляя их взаимоотношения отношениям тела (гос-во) и души (церковь). С позиций церковного теизма он критиковал материализм и позитивизм. Последовательно отстаивал идеал монархического гос. устройства, называя совр. ему зап. демократию "великой ложью нашего времени". В обществ.-полит. истории России с именем П. связан период жесточайшей цензуры и гонений на прогрессивную рус. мысль. По его инициативе в 1882 были изданы временные правила о печати, утвердившие Высшую комиссию по делам печати, в к-рую вошли министры внутр. дел, юстиции и просвещения и сам П. - обер-прокурор Синода. В поле зрения П. находилась вся периодическая печать. По его инициативе были закрыты многие органы печати, в т.ч. ж. "Отечественные записки". Вместе с тем П. немало сделал для укрепления традиций и ист. памяти России. Так, именно ему принадлежит инициатива широкого празднования 1000-летия памяти святых Кирилла и Мефодия (1885), а также 900-летия принятия христианства на Руси (1888). Отвергая рационально-теор. филос.-богословские искания и апеллируя к непосредственному нар. чувству и инстинкту, сам П., по меткому замечанию Г.Флоровского, "всего меньше был человеком непосредственным или наивным. Всего меньше сам он жил инстинктом. Сам он весь насквозь отвлеченность. Это был человек острого и надменного ума, "нигилистического по природе", как о нем говорил Витте. Это был безочарованный скептик. И в самом себе он ощущал весь этот холод отвлеченной мысли. От нее он ищет противоядия в нар. простоте. От собственной безбытности он хочет укрыться в быте, вернуться к "почве"" (Ф. "ПРБ". С.411). Сложная и противоречивая фигура обер-прокурора Святейшего Синода, в течение более чем 20 лет определявшего официальную гос. идеологию России, еще ждет своего непредвзятого исследователя. В наст. вр. однозначно скептические и негативные оценки П. как мыслителя и обществ. деятеля уступают место более глубоким и взвешенным суждениям.

Соч.: Исторические исследования и статьи. СПб., 1876; Ле-Пле. М., 1893; Победа, победившая мир. М., 1895; Московский сборник. М., 1896; Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. М.-Л., Т.1. 1923; Великая ложь нашего времени. М., 1993.

А.В. Иванов



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia