Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Пимен Черный





Пимен Черный

- святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.

(† 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых).

До епископства был клириком Кирилло-Белозерского монастыря Новгородской епархии.

20 ноября 1552 года хиротонисан в архиепископа Новгородского и Псковского, а 6 декабря уже прибыл в Новгород и сразу же проявил себя как деятельный и рачительный иерарх: "Еще смертоносное поветрие не престало в Новегороде, он же нача служити во святей Софеи и поставляти по обителемь игумены, а по всем церквам священники, и оттоле нача милость Божия быти, помале и поветрие преста".

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу". Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году - новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году "обложил" Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

Согласно Житию митрополита Филиппа, архиепископ Пимен первым внял клевете, порочившей митрополита Филиппа (Колычева, 11569; память 9/22 января, 3/16 июля), и изрек вместе с другими: "Како царя утвержает, самому же неистовая творящу". В ответ гонимый митрополит будто бы пророчески заявил архиепископу Пимену: "И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши". Однако мучения, которые претерпел архиепископ Пимен во время новгородского похода Ивана Грозного, оправдали его в глазах современников. Резкий в своих оценках А. М. Курбский не решается безоговорочно осудить главу новгородской Церкви: с одной стороны, "глаголют его похлебовати мучителю, и гонитель был вкупе на Филиппа митрополита", но, с другой стороны, "был Пимин чистаго и зело жестокаго жительства". В течение длительного времени "царь мирволил к Новогородскому владыке". Будучи в Русской Церкви вторым лицом после митрополита, архиепископ Пимен должен был принимать участие в ответственных государственных делах. В начале 1565 года архиепископ Пимен, наряду с архимандритом Московского Чудова монастыря Левкием, возглавил делегацию в Александрову слободу, которая просила Ивана Грозного вернуться к власти.

По доносу архиепископ Пимен был обвинен в намерении "Новгород и Псков отдати литовскому королю". Царь прибыл в Новгород и в продолжение шести недель, со 2 января по 13 февраля 1570 года, совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви, начиная с Софийского собора; из них взяты были кроме казны священные сосуды, лучшие иконы, ризы, колокола и отправлены в Москву. До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев собраны были из всех новгородских монастырей, всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. При въезде в Новгород царь не только отказался принять благословение архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Ивана Грозного с опальным владыкой произвела большое впечатление на современников, о чем свидетельствуют не только летописные известия, но и рассказы иностранцев. Если верить сообщению Альберта Шлихтинга, царь, надругавшись над саном Пимена, сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Воплощая в жизнь свою жестокую шутку, царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой, вручил святителю бубны и волынку - атрибуты скомороха. Так владыку, как шута, возили по улицам города. В таком же виде отправили архиепископа в Александровскую слободу, а затем, лишив сана, сослали в Николаевский Веневский монастырь под Тулой, где он вскоре скончался. А. М. Курбский в своей "Истории" утверждал, будто царь еще в Новгороде повелел утопить архиепископа в реке.

Ссылку свою святитель провел в посте и молитве.

Скончался 25 сентября 1571 года.

Архиепископ Пимен почитаем народом за свою праведную, богоугодную жизнь.

Сохранилось два сочинения, подписанных именем архиепископа Пимена.

В посланиях архиепископ Пимен проявил себя начитанным книжником. В числе книг келейной библиотеки священника Кремлевского Благовещенского собора Сильвестра сохранился автограф архиепископа Пимена - переписанный им "Масленик соборной" (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 519/776).

Труды:

Послание во Псков от 20 августа 1556 года // Субботин Н. И., профессор. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). С предисловием. - М., 1890, с. 416-424.

Послание царю Ивану Грозному, "еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор" от 24 января 1563 г. и послано "под град Полтеск" // ПСРЛ. - СПб., 1906. - Т. 13, 2-я пол., с. 351-353 (репринт: М., 1965); М., 1965. - Т. 29, с. 306-308.

Литература:

Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. - 3-е изд. - М., 1902, с. 197. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. - М., 1862, с. 25. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. - М., 1884-1885, июль, с. 499. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. - СПб., 1890- 1897. - Т. 1, с. 196, № 334. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913. - с. 1406.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 611. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 457. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 528. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 157, 343.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 36.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 18.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 769.

Исторический вестник. - СПб., 1893, май, с. 467.

- 1895, май, с. 549. Православный собеседник. - Казань, 1860, май, с. 64; июнь, с. 180. - 1867, март, с. 186. Русский паломник. - 1893, № 9, с. 135. Журнал Московской Патриархии. - М., 1945, № 9, с. 77.

Странник. - СПб., 1906. - Ч. 1, с. 463-466. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1808. Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. "Сказание" Альберта Шлихтинга. - Л., 1934, с. 29-30. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 23-а, с. 609.

Курбский А. М. История о великом князе Московском: Отрывки // Подг. текста и примеч. Я. С. Лурье // Изборник. - М., 1972. Буланин Д. М. Пимен // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1989. - Вып. 2, ч. 2, с. 185-188.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 4, ч. 1, с. 172.



Еще в энциклопедиях