Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Ойзерман





Ойзерман, Теодор Ильич

[р. 01(14).05.1914] - спец. по истории филос., метафилос. и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Петроверовка Одесской обл. Окончил филос. ф-т МИФЛИ (1938), асп. кафедры истории филос. В 1941 защитил канд. дисс, был оставлен на ф-те. Участник Великой Отеч. войны. В 1947 вернулся на преп. работу на филос. ф-т МГУ. С 1953 - проф., в 1954-1968 - зав. кафедрой истории заруб. философии филос. ф-та МГУ. С 1968 - в ИФ АН СССР, в 1971-1987 - зав. сектором, затем отделом истории филос., с 1987 - советник РАН. Член-корр. АН СССР (1966), действ. чл. АН СССР (ныне РАН) (1981). Лауреат Ломоносовской премии (1965), премии им. Плеханова (1979), Гос. премии СССР (1983). Действ. чл. Междунар. Ин-та филос. (1981), д-р honoris causa Иенского ун-та (1979), иностр. член АН ГДР. О. являлся членом ред. колл. (и одним из вед. авторов) "Истории философии" (Т.1-6, М., 1957-1965), а также "Краткого очерка истории философии". Многие работы О. посвящены нем. классич. филос. и истории филос. марксизма. О. стремился преодолеть одностороннее представление о Канте как лишь о предшественнике Гегеля, считая, что последний в ряде отношений возвращается к тому типу метафизики, несостоятельность к-рого была убедительно показана Кантом. Выдающееся значение кан-товской гносеол. О. видит в том, что присущие реальности формы всеобщности впервые были поняты и как субъективные, т. е. присущие сознанию, формы. О. иссл. также вклад, внесенный в филос. Фихте и Шеллингом. Исследуя нем. класс. идеализм, О. приходит к выводу, что задача материалистич. переработки идеалистической диалектики, поставленная Марксом и Энгельсом, не была в полной мере решена ни ими, ни их последователями, сохраняя свою актуальность и в наше время. Особое внимание уделено формированию марксизма, т. е. развитию "домарксистских" взглядов Маркса и Энгельса, а также развитию маркс. теории на опыте революций 1848. О. показывает, что Маркс и Энгельс в дальнейшем отказались от идеи непрерывной революции, к-рую они обосновывали в 1848-1849. В работах по теории ист.-филос. процесса исследуются процессы дифференциации, дивергенции, поляризации филос. учений, сочетающиеся с интеграцией филос. идей. Существование неопредел, множества филос. учений трактуется не как исторически преходящий процесс, к-рый рано или поздно завершится созданием "окончательной", последней филос., а как modus essendi филос., благодаря к-рому она постоянно обогащается новыми идеями и глубже постигает свое ист. прошлое. Следовательно, плюрализация филос. учений - закон развития филос., специфически характеризующий эту обл. познания. О. разрабатывал вопрос о типологии мировоззрений, разграничивая филос., естественно-науч., соц.-полит. и религ. мировоззрения. Филос. определяется О. как система убеждений, образующих общее теор. мировоззрение, к-рое осмысливает, критически обобщает повседневный опыт, феномен человеч. личности, обществ. практику, науч. познание, историю человечества, исследует многообразие присущих природе и об-ву форм всеобщности, разрабатывая на этой основе принципы познания, оценки поведения и практич. деятельности вообще, с к-рыми люди в разл. эпохи связывают свои коренные жизненные интересы. Критически переосмысливая историю марксизма, О. отрицает существование верховных, всеохватывающих законов, неизвестных какой-либо науке, доказывая, что то, что именуется "законами диалектики", не является таковыми, а представляет лишь обобщение нек-рых общих процессов, изучаемых науками. Анализируя основы ист. материалистич., О. приходил к выводу, что "обществ. бытие" есть не что иное как обществ. жизнь, к-рая включает в себя и обществ. сознание, обусловливаемое ею подобно тому, как целое обусловливает свои части. В теории познания О. обосновывал положение о существовании абстрактных истин, пересматривая идущее от Гегеля утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретной истиной, согласно О., является согласование абстрактных истин, к-рое далеко не всегда возможно.

Соч.: Возникновение марксизма - революционный переворот в философии. (Совм. с В.И.Светловым). М., 1948; Католическая философия империалистической реакции. М., 1954; Классическая немецкая философия - один из теоретических источников марксизма. М., 1955; Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1848 г. М., 1956; Основные этапы развития домарксистской философии. М., 1957; К.Маркс - основоположник диалектического и исторического материализма. М., 1958; Основные черты современной буржуазной философии. М., 1960; Чему учит и кому служит современная буржуазная социология. [В соавт.]. М., 1960; Философия Фихте. М., 1962; Формирование философии марксизма. М., 1962; Антикоммунизм - выражение кризиса буржуазной идеологии. М., 1963; Zur Geschichte der vormar-xistischen Philosophie. Berlin, 1963; Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М., 1965; Die Enstehung der marxistischen Philosophie. Berlin, 1965, 1980; Entfremdung als historische Kategorie. Berlin, 1966; Проблемы историко-философской науки. M., 1962 (2-е изд. - 1982); Главные философские направления. М., 1971 (2-е изд. - 1984); Кризис современного идеализма. М., 1972; Философия Канта. М., 1974; Исторический материализм и идеология "технического пессимизма". М., 1976; Derjunge Marx im ideologischen Kampf der Gegenwart. Frankfurt am M., 1976; Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Критика буржуазной концепции смерти философии. М., 1980; Историко-философское учение Гегеля. М., 1982; Основы теории историко-философского процесса. (Совм. с А.СБого-моловым). М., 1983; Рациональное и иррациональное. М., 1984; El materialismo dialectico у la historia de la filosofia. Habana, 1984; Критика критического рационализма. M., 1988; Научно-философское мировоззрение марксизма. М., 1989; Philosophie auf dem Wege zur Wissenschaft. Berlin, 1989; Теория познания Канта. (Совм. с И.С.Царским). М., 1991; Существуют ли абстрактные истины? // ВФ. 1999. № 6; Философия как история философии. СПб., 1999. Опыт критического осмысления диалектического материализма // ВФ. 2000. № 2.



Еще в энциклопедиях