
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
492 Этимъ н е отвергается, ч т о историческое р а з в и т о подлежитъ общимъ ж и з ненпымъ закопамъ и принципам*. Если кто ихъ знаетъ, тотъ видетъ въ и с т о р ш в о с п и т а ш е ч е л о в е ч е с к а я р о д а , подъ у п р а в л е ш е м ъ высшаго провидъчпя. воспиташе, стремящееся къ одной,постоянной цъли, но по путямъ, определяющимся ч е л о в е ч е с к о ю с в о б о д о ю ; и ucTopin в о в с е м ъ с в о е м ъ ц е л о м ъ п р е д с т а в л я е т с я е м у истинной т е о д и ц е е й , н е какъ о п р а в д а ш е , в ъ которомъ Б о г ъ н е н у ж д а е т с я , но какъ божественное с у ж д е ш е и с у д ъ , которымъ судится вся жизнь по высшимъ з а к о н а м ъ блага и б о ж е с т в е н н о с т и ; и с п о л н е ш е э т и х ъ з а к о н о в ъ , с т р е м л е ш е к ъ высшей ц е л и , награждается богатыми плодами блага, и легквмъ, быстрымъ р а з в и л е м ъ ; в с я к о е ж е п р е н е б р е ж е н и е и х ъ н е к о т о р ы м и л и ч н о с т я м и , сослов1ами и ц е л ы м и н а р о д а м и , н а к а з ы в а е т с я т я ж к и м и и с п ы т а ш я м и , препятств1ями на ж и з ненномъ пути, и даже иногда совершеннымъ у п и ч т о ж е ш е м ъ . Е с л и даже ч е л о в е к у и и с т о р и к у н е д о с т у п е н ъ э т о т ъ высштб и в с е о б ъ е м л ю н и й в з г л я д ъ в ъ с о в е р шенной в е р н о с т и , т о в с ё таки можно получить относительно верный м а с ш т а б ъ , руководствуясь у б е ж д е ш е м ъ , ч т о какъ Богъ единъ, такъ и в с е хорошее, какъ б о ж е с т в е н н о е , в ъ жизни, с о с т а в л я е т ъ одно ц е л о е ; истинная р е л и п я , нравствен н о с т ь , п р а в о , наука и и с к у с с т в о н а х о д я т с я в о в н у т р е н н е й г а р м о н ш ; и п о т о м у т а м ъ , г д е в ъ э т и х ъ СФерахъ и и х ъ н а п р а в л е ш я х ъ в о з н и к а ю т ъ р а з щ е п л е ш я и п р о т и в у н о л о ж н о с т и , г д е в с л е д с т в и е э т о г о с е е т с я н е н а в и с т ь и несоглас1е м е ж д у людьми, и преимущественно н е достигается нравственная жизненная с и л а , — э т о непоколебимое свидетельство б л а г а , — т а м ъ не иознанъ духъ Б о ж ш , н е избранъ истинный путь к ъ п р е у с п е я н и е во б л а г е и ко благу. Х о т я истор1ясама н е м о ж е т ъ в е с т и к ъ п о з н а ш ю п р и н ц и п о в ъ , т ! м ъ н е м е н е е и з у ч е ш е ея имеетъ большое з н а ч е ш е въ общественной и государственной жизни. П р е ж д е всего за ncTopien н у ж н о п р и з н а т ь т а к о е ж е з н а ч е ш е , к а к ъ и з а е с т е с т в е н н ы м и н а у к а м й . П о д о б н о т о м у , к а к ъ з д е с ь д у х ъ н а с л а ж д а е т с я индивидуальным*, которое про извела природа, такъ и в ъ исторш о н ъ наслаждается свободнымъ индивидуальн ы м ъ действ1емъ ч е л о в е к а , п о т о м у ч т о в о о б щ е и н д и в и д у а л ь н о с т ь е с т ь о с н о в н а я ч е р т а в с е й ж и з н и , п р о и с т е к а ю щ е й и з ъ з а м е ч а т е л ь н а я смътпешя в с е о б щ а я и индивидуальная, и требующей о д и н а к о в а я р а з в и п я п о н и м а ш я , какъ индивидуаль н а я , т а к ъ и в с е о б щ а я . Т о л ь к о п о с р е д с т в о м ъ э т о г о , . и з у ч е ш я истор1и п р о б у ж д а е т ъ исторически* смыслъ, п р о и з в о д и т ъ в о с п р и и м ч и в о с т ь к ъ и н д и в и д у а л ь н о м у о б р а з о в а ш ю ж и з н и , и у б е ж де Hie, ч т о Фактически с о с т и я ш я и ж и з н е н н ы е отно ш е ш я , п о причине присущихъ и м ъ силъ и постоянству обычая , образуютъ могущество, которое пе преклоняется предъ произволомъ человека, и передъ приказашями отвлеченных* принциповъ, но с ъ которыми напротивъ с л е д у е т ъ о б х о диться с ъ практическимъ с м ы с л о м ъ , и при реФормахъ направлять на другой путь, с ъ с о х р а п е ш е м ъ д а н н ы х * т о ч е к * о п о р ы . П о этому историческое образо в а ш е должно д а т ь с р е д с т в о для и с т и н н о - и с т о р и ч е с к а я н а п р а в л е ш я в ъ п о л и т и к е , и отклонить о т ъ в с е х ъ пустыхъ д е й с / ш й , которыя не с о о т в е т с т в у ю т обстоят е л ь с т в а м ъ и п о т р е б н о с т я м и П о л и т и к а е с т ь наука и и с к у с с т в о о возможномъ при д а н н ы х * о б с т о я т е л ь с т в а х * , какъ относительно хорошемъ и лучшемъ. Т о , что Сократъ сказалъ о ФИЛОСОФШ, идетъ также и к ъ политике: это акушерское и с к у с с т в о , к о т о р о е н и ч е г о н е п р о и з в о д и т ь и з ъ с е б я , н о которое н ы з ы в а е т ъ к ъ бьшю илодъ, п р о и с ш е д ш ш и э ъ с а м о с т о я т е л ь н а я з а р о д ы ш а ж и з н и . О с н о в а т е л ь н о е и з у ч е ш е и с т о р ш п р о б у ж д а е т ъ любовь к ъ о т е ч е с т в у , с т о л ь в а ж н у ю д л я г о с у д а р с т в е н н о й ж и з н и . Э т а любовь,, т а к ж е к а к ъ и л ю б о в ь р о д и т е л ь с к а я , н е о с н о в ы в а е т с я на о б щ и х ъ о с н о в н ы х ъ п о л о ж е ш я х ъ , н о з а в и с и т ъ о т ъ и н д и в и -