
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
104 н и также установились на нравственных^, о с в о в а ш я х ъ . Н р а в с т в е н н о е вл1яше и с п ы т а л о на себе и имущественное право, г д е нравственное употребление собственности и п р и т о н ъ съ нравственною ц ъ л ь ю , было постановлено какъ нравственная обязанность. Р о с т о в щ и ч е с т в о , к о т о р ы м ъ с т р а д а л а Римская жизпь с н а ч а л а и до конца, было в ы р в а н о съ к о р н е м ъ и истреблено, д а ж е взимание п р о ц е н т о в ъ стало считаться дБломъ п р о т и в у з а к о н н ы м ъ . Въ право уголовное проникъ г у м а н н ы й духъ христианства и наказания стали полагаться преимущественно какъ покаяние и исправление; многб родовъ тяжкихъ казней были о т м е н е н ы вовсе, и вообще е п и с к о п ы п е р в ы х ъ в е к о в ъ старались всюду провести начало кротости. Государственное право получило новое о с н о в а ш е . Ч е л о в е к ъ п е р е с т а л ъ р а з с м а триваться, какъ средство для государства и п о с л е д н е е , какъ ц е л ь для себя самаго. Н а п р о т и в ъ на государство стали смотреть какъ н а средство для в ы с ш и х ъ ц е л е й ч е л о в е к а , какъ на Божественный порядокъ, въ к о т о р о м ъ могъ б ы ч е л о в е к ъ , въ своей в п е п ш е й и временной жизни, осуществить свое в ы с ш е е назначение. Какъ б о ж е с т в е н н ы й порядокъ во временпой жизни, государство не есть произведение ч е л о в е ч е с к а г о произвола или договора, но есть с о ю з ъ , охватывающей в с ё части, сдерживающий и ведущей къ в ы с ш е й ж и з н е н н о й ц е л и ; — о н ъ есть организмъ, в ъ к о т о р о м ъ каждый членъ и м е е т ъ свое отправление, въ к о т о р о м ъ каждый долженъ действовать по призванию и по положению имъ занимаемому, в с е всемъ должны служить, и в с е , неисключая и государя, п о д ч и н е н ы Б о г у и о т в е т с т в е н н ы передъ нимъ. Возникло н а к о в е ц ъ новое между-народпое право. Ибо если в с е люди братья, то и н а р о д ы д о л ж н ы находиться между с о б о ю въ д р у ж е с т в е н н ы х ъ о т н о ш е ш я х ъ и составлять какъ бы одно общее христианское государство ИЛИ с о ю з ъ н а р о д о в ъ . Въ самомъ д е л е зародилась м а л о - п о малу идея х р и с т и а н с к а я государства и п о лучила въ последствий свое политическое осуществление въ Р и м с к о - Г е р м а п с к о й и м п е р ш . Прежде всего между х р п с т н е к и м и п а р о д а ь и установились б о л е е г у манный сношения, даже и отпосительпо в о й н ы было в н е с е н о б о л е е ч е л о в е ч н о е н а ч а л о ; истребительпыя войны прекратились и во в с е х ъ в а ж н е й ш и х ъ о т н о ш е ш я х ъ мира и в о й н ы начало проглядывать влияше х р и с п а п с т в а . Н а к о п е ц ъ х р и с л а н с т в о сделало возможнымъ истинно у н и в е р с а л ь н о е п о н и м а ш е историческаго развитгя. Идея единства и мудраго божественнаго п р о м ы с л а заставила и человечество с м о т р е т ь на себя, какъ па одно живое ц е л о е , и м е ю щ е е одну общую ц е л ь . И с т о рия стала разсматриваться какъ постоянное подготовлеше царства Божия, которое, хотя и находится въ постоянной борьбе съ царствомъ земнымъ, руководимымъ эгоизмомъ, но все таки же некогда должно настать и в о з ш т ь въ полпомъ блеске. Такимъ образомъ духъ христианства п р о н и к ъ въ п е р в у ю э п о х у во все ж и з н е н н ы я о т н о ш е ш я . Это было время сеяния, духовнаго п нравственнаго о п л о д о т ворения, взаимнаго вспомоществования и всесторонпяго с а м о п о ж е р т в о в а ш я ради божественной и с т и п ы . Возрождениый ч е л о в е к ъ почувствовалъ свое единство съ Богомъ, какъ представитель, и какъ opyflie божественной и с т и п ы и л ю б в и . Но христианству суждено было р а з д е л и т ь судьбу многихъ другихъ б о ж е с т в е н в ы х ъ ж и з п е п н ы х ъ истипъ и оно п о л у ч а л о , въ с в о е м ъ в р е м е н п о м ъ п р о я в л е ш п , подъ влюшемъ з а д е р ж и в а ю щ и х ъ и п р о т и в о д е й с т в у ю щ и х ъ ж и з н е н н ы х ъ о т н о ш е ш й , одностороннее направление и нередко руководилась страстями. Особеппо по в о з ведении христианства Копстантиномъ на степень р е л и п и государственной, оно было вовлечено въ крутоворотъ человЬчсскихъ и политическихъ с т р а с т е й , п р н ч е м ъ внЬшшя отношешя обусловливали и в н е ш н е е п а п р а в л е ш е . П о с л е падения западной римской империи, п о с л е великаго п е р е с с л е ш я народовъ и п р о и с ш е д шего отсюда замешательства, xpicTiancTBO почувствовало потребность въ п р о ч п о й в п е ш п е й организаш&и. Э т о , историческими обстоятельствами обусловленное, с т р е м -