
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
93 сами все таки останется господствующим!» одинъ определенный т и п ъ , какъ основной элемептъ смъшешя. Какъ б ы не смешались между собой болышя пашональпости, о н е никогда ие расплывутся въ безФорменную массу, где б ы у ж ь нельзя было проследить раэчлепеш&я ч е л о в е ч е с т в а , — о н е папротивъ того всегда удержатъ свою особенность, которая выразится въ п о ш т я х ъ р е л и г ю ш ы х ъ , въ п а у к е , искусстве, праве и наконецъ въ языке, какъ выражеши всей духовной и Ф и з и ч е с к о й ж и з ни, пссмотря даже на то, что этому уравнению и обобщеш&ю племепъ с у ж д е но въ сущности делать все большие и большие у с п е х и . Что касается до в н е ш них!, вЛ|НШй природы и въ особенности до климатическихъ услов.й, которымъ прежде, но примёру Монтескье, приписывали у ж е черезъ чуръ большое з н а ч е ние, то должно заметить, что между характером!, народовъ и характеромъ п р и роды обитаемыхъ ими земель существуетъ несомненная внутрепная связь, н е к о т о р а я рода гармония, мотому ч т о в с е народы вообще, какъ будто по инстинкту выбрали с е б е т а ш места жительства, которыя соответствовали ихъ общему х а рактеру (5). Одиако, это в з а и м о д е й с ш е природы на человека и обратно, в с е г да совершается большею частью такимъ образомъ, ч т о человекъ подчиняетъ себе страну, а не страна человека. 6) Въ правовомъ и государствепномъ развитии народовъ замечается, какъ и во всемъ человеческомъ развитш, с л е д у ю щ а я рода законъ последовательности. Хо тя и делаются ycnbxu въ образовании и более высок.я идеи обозначають новую эпоху, даже новые пароды являются представителями этихъ идей, т е м ъ пе менёе, когда п е р в ы й самостоятельный шагъ у ж е сдЬлапъ, новое звепо ц е п и ц и в п л и заш&и соединяется съ однимъ или мпогими старыми звенами, происходитъ п р о цессе сл.яшя поваго съ старымъ и прежде добытыя блага жизни служатъ, в м е с т е с ъ новыми, осповашемъ къ дальнейшему развитию. Высшее единство ч е л о вечества и народовъ доказывается следовательно е щ е и т е м ъ , что драгоценпый капиталъ, прюбретенный какичъ нибудь ттародомъ пе теряется, если даже этотъ пародъ и сойдетъ со сцены Mipa, по остается какъ наследство другому п о с л е дующему народу, облегчая последнему самостоятельное, дальнейшее развитл&е и увеличеше н а с л е д с т в е н н а я капитала. Съ успехами исторш этотъ процеесъ а с с и милящи делается все богаче и о б ш и р н Ь е . Новые же народы получили разомъ, черезъ п р и ш т е христианства, объявшаго все человечество, способность и любовь ко всему человеческому, какъ бы и где бы опо не проявлялось, такъ что именно въ наше время происходитъ духовное возрождеше в с е х ъ образованныхъ иародовъ, и какъ прежде Греческая и Римская л и г е р а ! у р а , т а к ъ теперь литература В о с т о ч н а я имеетъ значительное вл1яше на наше о б р а з о в а т ь . Кроч& того даровитые народы обнаруживали всегда большую способность въ усвоении с е б е чужаго, при чемъ они чаще другихъ подвергались опасной бездеятельности собственныхъ творческихъ силъ. с у е в Ь р ш , п с моя.етъ служить доказательством!, неспособное!и негра в о о б щ е ь ъ правейвспому н политическому р а з в и т о . Ибо с ь одной с т о р о н ы , дот.ыю о б р а т и т ь внимание, какъ уже выше замЬчсно, на ио, ч ю негры зтп на б е р е г а ч ь Африки принадлежапи к ь ианмсиЬе раз в и т ы м и нтеменамъ зтой |)асы; с ъ другой с т о р о н ы , не должпо з а б ы в а т ь , го они до э т а г о времени были рабами,—и н х ь господа-христиане едва ycnI.Tir внушить и м ь только н е к о т о р ы е xpucTiaHCKie догматы, которые они но н о м у т а к ь ien;o снопа ирочЬнл ли на свою прежнюю, языческую, суевЬрную pcniriin. Республика Либерш на Африкапсьомъ берегу под.лель ленерь опять надежды па у с о в е р ш е н с т в о в а н а , т1.мъ неченЬс ncli поньпкп внести т а м ь прочный iосударствепныи и нравственный порядокъ останутся тщелными, пока э т о л ъ в о с п и т а н н и к ь Европейской культуры (ибо иначе нельзя с м о т р ь т ь па племя Н е г р о в ъ ) будетъ чуждь проч н а я человеческаго образования. (5) См. обе этомъ подробнее в ъ мосчь eorganische Staatslehre• S. 294 и. f i g . 7