
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
90 промышленные п а р о д ы , какъ н а п р . Карфагеняне, Ф н н и к ш ц ы и т. п; е щ е короче было с у щ е с т в о в а ш е ордъ поипствениыхъ номадовъ. Между тъмъ какъ тъ н а роды древности, к о т о р ы е хлопотали о в ы с ш и х ъ человЬческихъ иитересахъ, с л а впые наукой или искуствомъ, какъ Индейцы, Е в р е и , Г р е к и , — б ы л и ли они в ы тиснены съ п е р в о н о ч а л ь н ы х ъ м ъ с т ъ и х ъ жительства, с м е ш а л и с ь ли они с ъ д р у гими нашональностями, не смотря па все это, народы эти имели продолжительное вл.нше на ц и в и л и з а ш ю ч е л о в е ч е с т в а . Особенно достойно з а ч е ч а н . я , что древн.й Рамсы&й народъ, собственно н а р о д ъ правовой и государственной жизни, (хотя эта исключительно внешняя Формальпая ц е л ь жизпи и была причиной его иадеЕпя), былъ предопредЬленъ сотворить о б ш и р н е й н н я Ф о р м у л ы правовыхъ отношений, въ к о т о р ы х ъ быстро должны были развиться более высппя начала жизни, дапныя христ.анствомъ, что дало народамъ, соедннеппымъ въ Римской имперш, новое содержаше жизпи. Х р и с п а н с т в о , народамъ его принявшими,, даровало в е ч ныя, песокрушимыя пачала, в с л е д с т в 1 е к о т о р ы х ъ иикакъ нельзя допустить той а н а л о п и , что и христ.ансюс п а р о д ы могутъ когда либо одряхлеть подобно н а р о дамъ древности. Но государственный и правовой порядокъ этихъ народовъ м о жетъ более или м е н е е уклоняться, удаляться отъ этнческаго содержаш&я ж и з н и , въ пемъ можетъ преобладать в- е ш н е е , Формальное направ.тен.е. Эта опасность у г р о ж а е т ъ въ большей степепи т е м ъ народамъ, к о т о р ы е непосредственной, п р е облодающей своей целью сдЬлали п р а в о и государственный порядокъ; — и такъ какъ въ повое время почти все Е в р о п е и с т е народы заняты этой идеей, потому что государственный порядокъ во многомъ отсталъ отъ жизни и т р е б о в а ш й о б щества, то п а п р а в л е ш е всей духовной я;изни Европы преимущественно сделалось внешнимъ, Формальным !., которое въ п о в ы х ъ политических/, и н р а в о в ы х ъ Ф о р махъ видитъ средство для исце.тен.я общественныхъ язвъ, и посредствомъ новыхъ Формъ надеется п о л у ч и т ь повое с о д е р ж а ш е , жизии. Но для каждой ступени образоваш&я парода правовыя и политичесю&я Формы определяются и у к р е п л я ю т ся этическимъ с о д е р ж а ш е м ъ его жизни; — потому краппе ошибочно придавать Формамъ самостоятельное з н а ч е ш е , и только въ нихъ в и д е т ь ручательство за постоянство и к р е п о с т ь общественнаго порядка. Ф о р м ы всегда оказывались неустойчивыми, когда one не соответсвовали всему этическому содержание н а родной ж и з п и , когда one ие п р и м е п я л и с ь ковсемъ существующими, духовными., иравственнымъ, матсрлально-экономичесьчшъ и правовымъ о т н о ш е ш я м ъ . Потому новое время дол;кпо отбросить Формальное п а п р а в л е ш е ; новое время н а и р о т н в ъ должно служить тому, чтобы проложить путь более высшей и с т и н е , именпо, — что всякой правовой и государственный порядокъ получаешь свое содержапге, крепость, направлешс и гггьлъ отъ силъ народа, которыя действующе для эти— ческихь благе зкизни и съ которыми государственный и правовой порядокъ дол женъ сообразоваться и соответствовать;—что воздейетиие права и государство должно собствеино состоять л и ш ь въ т о м ъ , чтобы уэтаиовить, т о ч и е е определить и привести въ болЬе ясное с о з н а ш е этичеекчн отношения, в ы р а б о т а п н ы я народной жизнью; и чтобы посредствомъ Формъ, о п р е д е л е н н ы х ъ услов1ями ж и з п и , о б л е г чить совокупное р а з в и т о жизпи и споспешествовать ему. - 4) Право и государство не есть только этическ.й, по и этничеекги порядокъ, т. с. такой, въ отправлешяхъ и о р г а п а х ъ котораго отражается характеръ или ген.й народа. Человечество разветвляется, нисхода до индивидуума, на р а з л и ¬ ч н ы е члены, между которыми нацгоналыюсти и еще более расы п р и д а ю с ь п р а вовой и государственной жизни парода свои с у щ е с т в е н н ы е ОТТЕНКИ. Нзъ д а л ь н е й ш е г о раэчленешя р а с ъ возппкаютъ болышн н а ц ю п а л ы ю с т и , х а р а к т е р и з у е м ы я г е ш е м ъ , который не находится въ зависимости отъ одпихъ впешнихъ, к л и м а т и ческихъ условШ, по кажется прирожденной способностью, даромъ, п р е д н а з н а ч е н п ы м ъ народу свыше п р о в и д е ш е м ъ , даромъ, помощью котораго пародъ исполняет!, свое п р п з в а ш е въ и с т о р ш . Этотъ народный х а р а к т е р ъ долженъ отразиться также