Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Лазарь Баранович





Лазарь Баранович

- архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.

Родился в 1620 году в Малороссии.

Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря.

Окончательное образование получил в польских коллегиях.

В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии.

Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года - ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года - Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря.

В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком.

С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии.

8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского.

Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год.

Участвовал в работе Московского Собора 1666-1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату.

8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа.

В 1692 году уволен на покой.

Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре.

Архиепископ Лазарь - ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его "великим столпом Церкви". В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем.

Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь;

воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.

Архиепископ Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский Троицкий в Соснинском уезде и Пустынно-Николаевский Рыхловский в Кралевецком уезде. Восстановлен из развалин и украшен кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра Черниговского архиепископа оставалась до 1672 года.

В этот трудный период, когда не только гетманы и казачество, а и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, архиепископ Лазарь твердо держался того направления, которое единственно было приемлемо для православных. "Под басурманскою рукою стонет Греция, - писал он митрополиту Киевскому Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому, † 1676), склонявшемуся на сторону Турции, - и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь, и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое".

В 1669 году он убедил гетмана Д. И. Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева - "этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию воссияла благодать Божия". На сохранении Киева особенно настаивали и архиепископ Лазарь, и гетман Многогрешный, и бывший митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и другие. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к России. Но в то же время архиепископ Лазарь стоял за самостоятельность Киевской митрополии. Он был несогласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Может быть поэтому, когда появилась возможность поставить для Киева православного митрополита, был избран не он, а Гедеон (Святополк-Четвертинский, 11690).

После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря в защиту истин святой православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Новгород-Северске типографию, которая при его жизни выпустила в свет около пятидесяти книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 году новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами митрополита Петра (Могилы, † 1646), патриарха Никона († 1681), ключарей Дионисия и Арсения и иеромонаха Епифания (Славинецкого, † 1675).

Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела.

Труды:

Новая мера старой Веры (на польском языке). - Новгород-Северский, 1676. - Чернигов, 1679. О Флорентийском соборе. - 1688. Собрание проповедей:

Меч духовный, иже есть Глагол Божий, состоящий в Поучительных словах на воскресные и праздничные дни всего лета. - Киев, 1666 и 1686.

Трубы Словес, или Поучения на Праздники Господские, Богородичные и различных святых. - Киев, 1674 и 1679.

Жития святых (на польском языке). - Киев, 1670.

Окружные послания.

Разговоры о вере и житиях святых (на польском языке). - Киев, 1671.

Благодать и Истина Христова, или Похвальное слово царям Иоанну и Петру Алексеевичам, примененное к Иоанну, яко Благодати, а к Петру яко к Истине. - Чернигов, 1680. Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи). - Киев, 1676. О случаях жизни человеческой (на польском языке). - Чернигов, 1678. Надгробие митрополиту Иосифу Тукальскому (на польском языке) // Величко С. В. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в.: в 4 т. - Киев, 1848-1864. - Т. 2, с. 384-388. Лира Аполлонова (на польском языке). - Киев, 1671.

Наияснейшая Царица неба и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стихах). - Чернигов, 1683.

О пяти ранах Христовых (на польском языке) // Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. - М., 1849-1857. - Т. 7,16, № 195, 223, 236, 254. Письма // Черниговские епархиальные известия. - 1861-1864.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 3, с. 1, 2,102,115,158, 359, 368-370, 373, 376-383, 406-409, 411-414, 429, 432, 437, 438, 477, 478, 806, 827, 828, 995 и др.

Сумцов Н. Ф. Лазарь Баранович // Сумцов Н. Ф. История южно-русской литературы в семнадцатом столетии. - Харьков, 1884-1885, вып. 1. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великой Россией 1654-1661 гг.: в 3 т. - М., 1871-1876. См. также: Православное обозрение. - М., 1871, август-сентябрь. Эйнгорн В. О. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // Очерки по истории Малороссии в XVII в. - М., 1899. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 571, 572, 580, 607-608. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. - Киев, 1888, с. 229. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-летие 17 века. - Казань, 1913, с. 162,164,165.

Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. - СПб., 1910, с. 22, 24, 46, 47, 55,110.

Титов А. А. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. - М., 1892, с. 29, 36, 45.

Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. - Чернигов, 1903, с. 22-25, 27, 34.

Терновский С. А., профессор. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху // Архив Юго-Западной России: в 37 т. - Киев, 1859-1914; 1872. - Т. 5, ч. 1, с. 50.

Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь (историческое описание). - Чернигов, 1900, с. 12,22. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. - СПб., 1855-1858, сентябрь, с. 339. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. - 2-е изд. - Киев, 1891, с. 228.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1417. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 657, 663, 667, 669, 680. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. - М., изд. Кнебель, [1914], с. 36.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 13,14. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1883, с. 132. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 193, 299, 828, 875, 902. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 17, 26, 510.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 206-208. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. - СПб., 1863-1892. - Т. 5-12.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. - М., 1807-1815, ч. 4, с. 341-342.

Черниговские губернские ведомости. - 1846 (приб. к № 51), с. 347; № 52, отд. 2, с. 350. Труды Киевской духовной академии. - 1873, март, с. 165.

Душеполезный собеседник. - М., 1894, с. 298. Православный собеседник. - Казань, 1909, январь, с. 82-83; февраль, с. 195. Русский паломник. - 1893, № 36, с. 571. Исторический вестник. - СПб., 1881, февраль, с. 319, 321-323; март, с. 566-567. - 1884, сентябрь, с. 686. - 1906, январь, с. 325. - 1908, октябрь, с. 237-238. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. - М., 1887. - Кн. 3, с. 328. Обзор деятельности губернских и ученых архивных комиссий за 1891 г. // Русский архив. - М., 1893. - Кн. 1, с. 183.

Русский архив. - М., 1872, № 5, с. 997-998. - 1900. - Кн. 2, № 5, с. 94. - 1901. - Кн. 1, № 2, с. 225-238, 239. Журнал министерства народного просвещения. - СПб., 1841. - Ч. 32, отд. 6, с. 333; 1852. - Ч. 75, отд. 5, с. 6,10-11, 28,55, 63, 78. Свято-отеческая христоматия с биографическими сведения о святых отцах-проповедниках Вселенской Церкви. - Киев, 1877 // Сост. М. А. Поторжинский.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911, 1908, 1916, февраль, с. 86-89; сентябрь, с. 404. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 563-564; т. 2, с. 1509, 2363.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 10, с. 40-43.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 25.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 7, с. 65, 66, 261-264, 266, 269-275, 278, 283-285, 289, 316, 338, 370, 401, 403, 424-426, 428-430.

Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 7, с. 532-543.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia