Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Курабцев





Курабцев, Василий Леонидович

(р. 24.08.1950) - спец. по истории филос., канд. филос. наук, доц. Род. в Крыму в с. Курцы Симферопольского р-на. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1987), в 1992 - асп. при кафедре истории рус. филос. филос. ф-та МГУ (1992). С 1988 преподавал в МГТУ им. Н.Э.Баумана, далее - в Моск. юрид. ин-те ст. преп.; в Ун-те им. Е.Р.Дашковой. С 1994 - в должности доц. в Моск. гос. индустр. ун-те, затем в Моск. гос. технич. ун-те ("Моск. автомеханический ин-т"). В 2000 поступил в докторантуру филос. ф-та Росс. гос. гуманит. ун-та. Канд. дисс. - "Проблема человека в философии Льва Шестова" (1992); докт. дисс. - "Метафизика Льва Шестова и мировая философская мысль". С позиций, созвучных филос. жизни, религ. экзистенциализму и отчасти прагматизму, К. размышляет над "философией самореализации" (максимальной светлой самореализации человека); она же - филос. жизненной эффективности. "Воля к власти" (Ницше), т. е. непрерывное стремление к успеху, к первенству, к развитию, у К. дополняется "волей к лучшему", или постоянным стремлением выжить и наполнить любой промежуток времени яркими событиями, деятельностью и творч. "Самореализация" в филос. К. означает, прежде всего, познание своих истинных задатков и способностей, своих сильнейших желаний и упорную работу над подъемом на все высокие профессиональные, соц., личные и дух. уровни. При этом жизнь признается ценностью почти такого же значения, как и творч. человека. Пути "стоячие" (обывательские), "регрессивные", небольшого развития оцениваются как недостаточно соответствующие рангу "человека". Выше человека, как считает К., только православные Божественные силы, их помощь и наставление. Осн. метод познания К. - антиномический, опирающийся на усмотрение реальных, без малейших прикрас, живых и противоречивых истин в человеке, в отношениях, в мироздании. Антиномичность сущего К. чаще всего описывает понятиями "частичность" и "двойственность" (амбивалентность). В качестве историка филос. К. проявляет особый интерес к творч. Ф.Ницше, Г.В.Ф.Гегеля, М.Хайдеггера, Ф.М.Достоевского, Л. Шестова и стремится познать их мета-физ. глубины. К. является автором ряда статей "Историко-философского ежегодника" ИФ РАН, статей в словарях и учебниках изд-ва "Наука", изд-ва "Республика". В своей первой монографии К. сделал попытку свободного исповедального высказывания по осн. своим проблемам выживания в нечеловеч. мире ("джунглях"); сути человека, жизни и мироздания, предназначения и максималльной самореализации личности. В издающемся в изд-ве "Республика" учебном пособии "История русской философии" К. написал раздел "Философия общего дела. Н.Ф.Федоров".

Соч.: Иерусалим Льва Шестова // В. МГУ. Сер. "Философия". 1991. № 5; По ту сторону Ничто // Историко-филос. ежегодник-93. М., 1994; "Тихомиров Л.А.", "Редкий П.Г.", "Человекобог", "Плюралистический монизм", "Беспочвенность", "Трансрациональность", "Антиномизм" // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; "Антроподицея", "Коммюнотарность", "Онтология", "Антрополария", "Шестов Лев", ""Столп и Утверждение Истины" П.Флоренского", "Стыд", "Жалость", "Благочестие", "Исихазм", "Богоискательство", "Монизм плюралистический", "Трансрациональность", "Антиномизм" и др. // Русская философия. Словарь. Республика. 1995; Смысл. (Фрагменты из кн. "Хижина в джунглях. Философские размышления и афоризмы") // Человек и христианское мировоззрение. Альманах. Вып.1. Симферополь, 1996; Размышления и афоризмы. (Фрагменты из кн. "Хижина в джунглях") // ФН 1998. № 1; "Когда человек соприкасается с дыханием Божьим..." (Библия и Лев Шестов) // Историко-филос. ежегодник-97., М., 1999; Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Швейцер) // Западная философия XX века. М., 1999; Хижина в джунглях. Философские размышления и афоризм. Симферополь, 2000; Рождение трагедии из духа музыки (Ранний период творчества Ф. Ницше) // Историко-филос. ежегодник-98. М., 2000.



Еще в энциклопедиях