Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Кармин





Кармин, Анатолий Соломонович

(р. 23.07.1931) - спец. по теории познания, методол. науки, психол. творч.; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1953), физ.-матем. ф-т Ульяновского пед. ин-та (1966). Преподавал филос. и психол. в Ульяновском пед. ин-те, в Ленингр. ин-те водного транспорта, Ленингр. ин-те инж. путей сообщения. С1990- проф. кафедры психол. и социол. Петерб. ун-та путей сообщения. Докт. дисс. - "Конечное и бесконечное как философские категории" (1974). Науч. труды К. посвящены осмыслению природы филос. знания, анализу социокультурных и психол. аспектов по-знават. деятельности человека, категориального аппарата филос. науки, методов науч. иссл., филос. вопросам физики и математики, проблемам бесконечности, творч., интуиции. К. развивает и обосновывает понимание филос. как особой сферы интеллектуального творч., в к-рой выявляются и формируются исходные, наиболее общие идеи, принципы, установки человеч. сознания (культуры). Филос. категории рассматриваются как язык, на основе к-рого строятся знания человека о мире и о себе. Совм. с В.П.Бранским и В.В.Ильиным К. разработана "атрибутивная модель" объекта познания, к-рая выступает в качестве обобщенной схемы описания любых объектов. Вводит новые представления о нек-рых процедурах построения науч. знания в их логич. структуре, предлагает систему оценок методов иссл. (по параметрам общности, продуктивности, рациональности). Исследует логику развития проблемы конечного и бесконечного, раскрывая значения этих понятий и их взаимосвязь; строит филос. концепцию реальной бесконечности и обосновывает несводимость последней к матем. определениям; показывает недоказуемость и неопровержимость идеи бесконечности мира в науке. Анализирует разл. подходы к определению творч. и их соотношение; рассматривает ди-алогич. структуру творч. мышления и его осн. операции (генерация и селекция), разрабатывает пятифазное описание творч. процесса; развивает концепцию творч. интуиции как "скачка" от абстракций к наглядным образам (эйдетическая интуиция) и от наглядных образов к абстракциям (концепт. интуиция).

Соч.: К постановке проблемы бесконечности в современной науке // ВФ. 1965. № 2; Конечное и бесконечное. [В соавт.]. М., 1966; Творческая интуиция в науке. [В соавт.]. М., 1971; К вопросу о генезисе теоретического мышления // Проблемы диалектики. Вып.4. Л., 1974; Интуиция и ее механизмы // Проблемы методологии науки и научного творчества. Л., 1977; Методологическое значение принципа единообразия природы в индуктивных рассуждениях // Материалистическая диалектика и структура естественнонаучного знания. Киев, 1980; Познание бесконечного. М., 1981; Научное мышление и интуиция: эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира. Киев, 1983; Проблема субъекта и объекта в кантовской теории познания // Кан-товский сборник. Вып.8. Калининград, 1983; Диалог в научном творчестве // ФН. 1985. № 4; Диалектика материального мира. [В соавт.]. Л., 1985; Поиск и оценка методов исследования // Теория и метод. М., 1987; Драматургия творчества // Ноосфера: духовный мир человека. Л., 1989; Специфика социального познания // Естественнонаучное и социогу-манитарное знание: методологические проблемы. Л., 1990; Лекции по философии. [В соавт.]. Екатеринбург, 1992; Интеллектуальная элита в структуре научного сообщества. [В соавт.] // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч.1. СПб., 1993.



Еще в энциклопедиях