Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Иосиф Нелюбович-Тукальский





Иосиф Нелюбович-Тукальский

- митрополит Киевский и Галицкий.

Известен с 1649 года в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря.

С1658 года - архимандрит Лещинского монастыря.

3 августа 1661 года утвержден польским королем в звании епископа Мстиславского и Могилевского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря. Хиротонию совершал митрополит Киевский Дионисий (Балабан, † 1663).

В 1663 году, после смерти митрополита Дионисия, состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол - Антония (Винницкого, у1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), причем оба кандидата были утверждены польским королем.

В 1664 году митрополит Иосиф был обвинен в том, будто он вместе с бывшим гетманом И. Выговским замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Ю. Хмельницким возбуждал казаков против гетмана П. Тетери. Выговский был взят в плен и в марте 1664 года расстрелян в Корсуне как изменник. Митрополит Иосиф и Хмельницкий, по жалобе на них гетмана Тетери королю, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении до 1667 года.

В 1668 году, по ходатайству гетмана Петра Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами. Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архиепископ Лазарь (Баранович, 11692), что "под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают. О, невольная вольность! И для чего такое ярмо класть на шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет".

Не слушая никого, митрополит Иосиф и гетман Дорошенко рассчитывали добиться от турок вольности и гражданской, и религиозной. Только заключенное между Россией и Польшей перемирие после Андрусовского договора 1667 года помешало исполнению этого намерения, в котором потом митрополит Иосиф горько раскаивался. 9 августа 1670 года он писал: "По беззакониям моим, которым нет числа, не признаю себя я душею, страждущею за благочестие. В горести душа моя. Как могу я называться пастырем, когда растерял свое стадо? О, да соберет его Создатель и Искупивший Своею Кровью!"

Несмотря на то, что митрополит Иосиф не выказывал особого расположения к Москве, воевода П. Шереметев и боярин А. Ордин-Нащокин предлагали московскому правительству признать его Киевским владыкой и воспользоваться его авторитетом для перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. Но владыка Иосиф был тверд в своем желании оставить Киевскую митрополию под юрисдикцией Константинопольского патриарха, в связи с чем проект Ордина-Нащокина отпал.

В 1674 году московское правительство возобновило переговоры с митрополитом Иосифом, однако смерть митрополита прервала их.

После кончины митрополита Иосифа в июле 1676 года ни один из претендентов не был избран на Киевскую кафедру, и ее местоблюстителем до 1685 года опять стал Лазарь (Баранович).

Испытывая колебания в своих политических взглядах, митрополит Иосиф всегда стремился оберегать Православие. Так, вместе с владыкой Лазарем (Барановичем), гетманом Д. Многогрешным и другими он настойчиво требовал от царя Алексея Михайловича не отдавать опоры Православия - Киева - в руки поляков. И они добились этого. Опорой Православия в Киеве был Братский училищный монастырь, или Братская коллегия. Этой коллегии он отдал даже местечко Стайки, которое получил от гетмана Дорошенко на свое содержание. "Сам я борзо нищетен, - писал он, - но отдаю их как две лепты вдовицы на поддержание того обнищавшего места".

Скончался митрополит Иосиф 26 июля 1676 года.

Погребен в Мгарском Спасо-Преображенском Лубенском монастыре. Тело его почивает нетленно.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 3, с. 131,147,350,351,357,359, 370, 379, 384,405, 411, 416, 429, 432 и др.

Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. - СПб., 1882-1884. - Ч. 2. Батюшков П. Н. Подолия. Историческое описание. - СПб., 1891.

Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание // Сост. Ф. Смирнов. - Вильна, 1888.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 4,493, 546.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. - Киев, 1888, с. 198. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 570-573. Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. - СПб., 1910, с. 18, 19, 26.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. - 5-е изд. - М., 1888. - Пер. 4, с. 75-77.

Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. - СПб., 1889, с. 119.

Маркевич Н. А. История Малороссии: в 5 т. - М., 1842-1843. - Т. 2, с. 102. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 659, 660, 663, 667. Историко-статистическое описание Лубенского Мгарского Преображенского монастыря. - Полтава, 1865, с. 17.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 9,10. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1880, ноябрь, с. 560. - 1887, июль, с. 4.

Исторический вестник. - СПб., 1882, май, с. 387.

Душеполезный собеседник. - М., 1894, с. 298.

Русский архив. - М., 1901. - Кн. 1, № 2, с. 237, 238.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./ Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 463-465. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 339.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 14, 55.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 7, с. 263, 264, 269, 279, 285, 287. Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 7, с. 532-543.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia