Иннокентий Смирнов
Иннокентий Смирнов
(Иларион Дмитриевич) - святитель, епископ Пензенский и Саратовский.
† 1819, память 10/23 октября.
Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.
С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.
Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.
В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис.
С1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.
Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове - вот что характеризовало молодого преподавателя.
13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем - во иеромонаха.
6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь.
22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.
30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга.
Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813- 1814 гг., архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.
Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века", изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное, подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры".
Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.
7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.
Замечательна была внутренняя личная жизнь архимандрита Иннокентия. С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.
Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.
В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.
Замечательной особенностью архимандрита Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждавшимися он делил последнее, что имел.
Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.
В марте 1819 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Это назначение имело и другую сторону - под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально, по распоряжению государя, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Святейшего Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел князя А. Н. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.
Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако, слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.
21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.
За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.
В августе месяце 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.
Кроткий и терпеливый, он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.
За день до кончины 9 октября 1819 года ему во сне было видение, о котором он рассказал своему келейнику. "Казалось мне, - говорил он, - что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился".
С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября попросил совершить над ним таинство Елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался.
Погребение его состоялось 13 октября 1819 года в Казанском соборе.
Таким образом, этот замечательный архипастырь Пензенской епархии 35-летним закончил свое земное существование. Но и за это короткое время он оставил потомкам богатое наследие своего духа и высокий пример христианских добродетелей.
Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года. Память празднуется 10/23 октября.
Труды:
Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества: в 2 т. - СПб., 1817.
Богословие деятельное, подлежательное и практическое.
Опыт изъяснения первых двух псалмов. Изъяснение Символа веры. Собрание сочинений (слова и письма): в 2 т. - СПб., 1821 и 1845.
Кроме изданных в собрании сочинений, известны четыре его письма:
Письма // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891. Ч. 1, 2,3.
Письма // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1846, № 8. Слово в Неделю православия // Странник. - 1862, февраль, с. 74-81.
Слово в день Благовещения // Странник. - 1862, март, с. 97-105.
Литература:
Троицкий Д. Иннокентий, епископ Пензенский. - Пенза, 1882.
Сергий, архиепископ. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, с. 98. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. - М., 1867, с. 498. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. - СПб., 1857, с. 248. Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. - СПб., 1853, с. 27-28. Жмакин Н. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. - СПб., 1885. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. - СПб., 1894, с. 199-200. Бриллиантов. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский (биографический очерк). - СПб., 1912.
Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. - Оренбург, 1900-1903, т. 2, с. 212-216.
Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. - 1-е изд. - СПб., 1900, с. 26-38; - 3-е изд. доп. - СПб., 1910, с. 28-40. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. - Пг., 1916, с. 470.
Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. - СПб., 1994, с. 202. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1407, 1408.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 230. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 48,193, 208, 273, 953, 979. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 417, 571. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 326.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 70.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 230. Жизнеописание преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. - СПб., 1845.
Великий подвижник и праведник, святитель Иннокентий Пензенский // Русский паломник. - 1912, № 18, с. 267-268; № 19, с. 279-280; № 20, с. 295-298; № 21, с. 314-315. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву. - Киев, 1869, с. 1-8. Д. Б. Угреша (исторический очерк). - М., 1875. Саратовские епархиальные ведомости. - 1867, № 7,13.
Пензенские епархиальные ведомости. - 1872, №16. Русская старина. - 1876, октябрь, с. 305-308.
- 1878, август, с. 561-565.
- 1880, январь, с. 120; сентябрь, с. 4.
- 1883, апрель, с. 37-60; июнь, с. 557-572; июль, с. 134-135.
- 1886, июнь, с. 462, 710; март. - с. 593-596.
Исторический вестник. - 1881, ноябрь, с. 562.
- 1893, сентябрь, с. 734-736, 742.
- 1895, февраль, с. 641.
- 1896, ноябрь, с. 673.
Русский инок. - 1916, № 10, с. 532-534, 514; № 11, с. 564-568.
Душеполезное чтение. - 1908, июнь, с. 368-375.
Душеполезный собеседник. - 1895, апрель, с. 119,120.
Церковный вестник. - 1891, № 33, с. 517. Христианское чтение. - СПб., 1884, март-апрель, с. 420; май-июнь, с. 771; июль-август, с. 75-98.
- 1890, январь-февраль, с. 113.
- 1902, июнь, с. 164,166-167.
Русский архив. - 1871, № 12, с. 2070. Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. - 1889, кн. 2, с. 185. Русский архив. - 1895, кн. 1, № 2, с. 172; кн. 3, № 12, с. 489, 490, 491.
- 1899, кн. 2, № 6, с. 201.
- 1904, кн. 1, № 1, с. 68.
Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 10, с. 52, 53.
- 1954, № 11, с. 15-19.
- 1959, № 11, с. 39. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 5, с. 953. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 944; т. 2, с. 1790. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 8, с. 123. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 299, 300.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 424-426.