Злов
Злов, Петр Васильевич
(1774-1823, Петербург) - арт. оперы (бас), камерный певец и драм. актер. Образование получил в Моск. ун-те, где участвовал в студенческих драм. спектаклях. В 1802, не окончив ун-т, поступил в моск. драм. труппу М. Маддокса. С 1803 выступал в моск. Петровском т-ре. С 1812 жил в Петербурге. В 1813-22 выступал на имп. сцене в Петербурге (дебютировал в партии Феррандо - "Монтенер-ский замок"). На оперной сцене выступал в драм. и комич. ролях в операх западноевроп. композиторов и в водевилях. Обладал сильным выразительным голосом приятного тембра. М. Глинка считал его "певцом весьма примечательным"*. "Талант Злова был самый симпатичный; он имел густой бас, физиономию открытую и энергичную, прекрасные голубые глаза и много естественности в игре" (П. Арапов).
1-й исп. партий: Сусанина ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Ратмира ("Добрыня Никитич, или Страшный замок"), Старосты ("Крестьяне, или Встреча незваных"): в Петерб. Большом т-ре - Фаддея ("Мельник - колдун, обманщик и сват"); на рус. сцене - Жермена ("Молодая вспыльчивая жена"), Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмина ("Похищение из сераля"), Виллиса ("Агнесса"), Рогатина ("Скитающиеся комедианты"), Дона Альфонса ("Так поступают все, или Школа влюбленных"), Феррандо ("Монтенерский замок"), Иакова ("Иосиф Прекрасный"), Узбека ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Микеле ("Водовоз, или Двухдневное приключение"), Первосвященника ("Весталка"), Миневры (Ментора) ("Телемак на острове Калипсы"), Ле Рона ("Опрокинутые повозки"), ? ("Лекарь самоучка, или Животный магнетизм"). Лучшие партии: Мельник ("Мельник - колдун, обманщик и сват"), Староста ("Крестьяне, или Встреча незваных"), Иаков ("Иосиф в Египте"). Др. партии: Федул; Пустынник ("Красная Шапочка"), Рауль Синяя Борода ("Рауль-Синяя Борона"), Джелино, Сенежаль, Публий, Дон Альфонс. Партнеры: Е. Воробьева, А. И. Иванова, Г. Климовский, Е. Сандунова, В. М. Самойлов, Н. Семенова. Пел п/у К. Кавоса.
В годы Отечественной войны 1812 З. исп. патриотические песни С. Давыдова, Д. Кашина (написавшего специально для певца куплеты в честь М. Кутузова и П. Витгенштейна в дивертисменте "Праздник в стане союзных армий".) В 1814 участвовал в балете с пением и хорами К. Кавоса "Торжество России, или Русские в Париже", 3 мая 1816 - в трагедии с хорами Расина "Эсфирь" на муз. О. Козловского. Выступал также в драм. спектаклях в амплуа резонеров.
Лит.: Театрал. Карманная книжка для любителей театра. - СПб., 1853. С. 15-16; Морков В. Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год. - СПб., 1862. С. 57, 63, 66, 67, 74; Глинка М. И.* Записки. - Л., 1953. С. 35; Жихарев С. П. Записки современника. - М.; Л., 1955. С. 28, 99, 109; Очерки по истории русской музыки. 1790-1825. - Л., 1956. С. 372-373; Штейнпресс Б. Страницы из жизни А. А. Алябьева. - М., 1956. С. 115, 116; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк. - Л., 1959. С. 442-447.