Димитрий Муретов
Димитрий Муретов
(Климент Иванович) - архиепископ Херсонский и Одесский.
Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.
В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии.
В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником.
11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года - во иеромонаха.
7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики.
6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук.
С 14 февраля 1838 года - инспектор академии.
25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.
С 24 апреля 1841 года - ректор Киевской духовной академии.
4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского.
С 11 июня 1857 года - епископ Херсонский.
3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа.
С 2 октября 1874 года - архиепископ Ярославский.
С 26 апреля 1876 года - архиепископ Волынский.
С 1882 года - архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 14 ноября 1883 года.
Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами.
При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии. Во время представлений император неоднократно оборачивался в сторону отца Димитрия и смотрел ему прямо в глаза. Все это заметили. Прибыв в Петербург, император Николай сказал жене: "Вот я видел монаха в Киеве! Я желаю, чтобы он непременно благословил наших детей". Вскоре архимандрит Димитрий был вызван в Петербург. Когда он был введен в кабинет, то увидел там царствующую чету со всеми детьми. Смиренно исполнив желание правителя, отец Димитрий возвратился в Киев. Говорят: глаза - зеркало души. В глазах отца Димитрия отражались высокие свойства души его: смирение, незлобие, доброта, и под покровом их - глубокий ум.
Его замечательные духовно-нравственные качества проявились и в период архипастырского служения. Преосвященного Димитрия нельзя назвать искусным епархиальным администратором в обыденном смысле этого слова. В нем было много другой, высшей, администрации, созидающей души, дающей им возможность чувствовать и воочию видеть силу и значение Церкви Христовой, истинную, а не мнимую власть представителей этой Святой Церкви, этого наивысшего учреждения на земле.
На преосвященном Димитрии с отрадой и умилением останавливался взор всякого православного христианина. В своей жизни он стремился осуществить идеал евангельского Пастыря - кроткого, учительного не только словом, но и жизнью, исполненного любви и снисходительности к людям, особенно падшим, скорбящим и озлобленным, милости Божией и помощи требующим. Других стремлений он не имел, не искал он ни стяжаний, ни карьеры. Это был совершенный инок - благоговейный, добрый, смиренный, нестяжательный и крайне нищелюбивый. О его доброте существует много рассказов. Вот один из них.
Когда Димитрий был архиепископом Волынским, к нему пришла одна дама в слезах, прося помочь ей в крайней нужде. "Верьте, - сказала она, - ни копейки не имею". "А вот что, - ответил Димитрий, - я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут - то Ваше, а Вы в 4 часа приходите".
В 4 часа дама получила от Владыки запечатанный пакет, в котором оказалась тысяча рублей. Дама снова пришла к Владыке и взволнованно сказала ему об этом. Но он ответил: "А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье. Ну Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует".
Везде преосвященный был известен своим огромным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. Такой тесной духовной связи он достигал богослужениями и замечательными поучениями, заботой о благолепии храмов, благотворительностью и нищелюбием.
Он постоянно заботился и о подведомственном духовенстве, и особенно о духовных учебных заведениях. В Одессе он улучшил преподавание и быт духовного училища и семинарии, выстроил дом для общежития, основал попечительство о бедных, деятельно боролся со штундой и провел реставрацию храмов.
Вызванный в 1859 году в Санкт-Петербург как лучший устроитель духовных учебных заведений, преосвященный Димитрий председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству; 2) по улучшению быта сельского духовенства; 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ. Работа его в комиссиях была весьма плодотворной.
Деятельность по епархии он совмещал с общественной. Период управления Херсонской епархией совпал со временем освобождения крестьян, и преосвященный Димитрий оказал неоценимую услугу отечеству своими правильными действиями в предупреждении крестьянских волнений.
В 1860 году, когда на него было возложено звание попечителя болгарского настоятельства, преосвященный Димитрий установил самые близкие отношения с сербами, далматинцами и особенно болгарами, оказывая им щедрую и разнообразную помощь.
Его ревностное и многополезное служение было отмечено наградами и знаками отличия.
До возведения в сан епископа Димитрий вел большую литературную работу. С принятием архиерейского сана он совсем оставил науку и полностью посвятил себя делу благотворительности и проповедничества. Его проповеди отличались простотой и задушевностью и в то же время были "исполнены высокого и сильного красноречия". Особенно в последние годы жизни преосвященный Димитрий усиленно проповедовал слово Божие и с архиерейской кафедры, и со страниц печати. Он чувствовал, что недолго ему осталось жить, и торопился как можно лучше выполнить свою пастырскую миссию - миссию церковного учителя.
Личность архиепископа Димитрия - это такая светлая личность, которая служила и будет служить постоянно славой и украшением Русской Церкви.
С кончиной архиепископа Димитрия отошел в вечность последний представитель того блестящего триумвирата (Иннокентий (Борисов), Димитрий (Муретов), Макарий (Булгаков)), который подарила Русской Церкви Киевская духовная академия в так называемый "иннокентиевский" период.
Труды:
О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных // Собрание сочинений студентов Киевской духовной академии. - Киев, 1839.
Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. - Одесса, 1859. Собрание слов, бесед и речей. - СПб., 1885. Полное собрание творений Димитрия: в 6 т. - 1899.
Цветы из сада. - М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1889, с. 103.
Слово об уважении к местам христианского погребения // Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1890, № 47, с. 1577. Отдельные слова и речи Димитрия // Православное обозрение. - 1875-1884.
Литература:
Смирнов Н. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский. - М., 1898.
Ястребов М. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский // Труды Киевской духовной академии. - 1899, №5.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913, т. 1, с. 120. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. - М., 1888. Ливанский И. В. Блаженной памяти высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, бывшего Тульского и Белевского: Стихотворение. - Тула, 1890. Флоринский Н. И. Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский // Душеполезное чтение. - 1886, кн. 6. Гавриленков. Воспоминания о преосвященном Димитрии, архиепископе Херсонском // Полтавские епархиальные ведомости. - 1884, № 1. К. Б. Памяти архиепископа Димитрия Одесского // Исторический вестник. - 1884, № 2. Лебединцев Ф. Г. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский // Киевская старина. - 1883, № 12. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1397, 1415,1416,1418.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 335, 489, 783.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 300. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 327.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 24, 69, 70, 74.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 301, 471.
Пятидесятилетний юбилей Киевской духовной академии. - Киев, 1869.
Современные известия. - 1883, №№ 319, 320, 322, 341.
Ярославские епархиальные ведомости. - 1876, №№ 21, 23, 28, 47, 52.
Московские ведомости. - М., 1883, №№ 320-330, 345, 359.
Самарские епархиальные ведомости. - 1897, № 3, с. 137; № 7, с. 177.
Известия по Казанской епархии. - 1882, № 8, с. 161.
- 1893, № 19, с. 622, 623.
Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1897, № 8, с. 299; № 14, с. 548.
- 1905, № 37, с. 1569-1574; № 38, с. 1608-1613.
Православный собеседник. - Казань, 1899, июнь, с. 354.
- 1902, декабрь, с. 784.
- 1904, апрель, с. 8.
- 1908, декабрь, с. 743.
Русский паломник. - 1893, № 8, с. 126. Русская старина. - 1910, ноябрь, с. 422, 450. Кормчий. - 1890, № 31, № 49, с. 595.
- 1912, № 7, с. 81.
Труды Киевской духовной академии. - 1870, апрель, с. 1-31; июнь, с. 1-30.
- 1872, ноябрь, с. 6.
- 1873, ноябрь, с. 508-509.
- 1874, август, с. 425-427.
- 1877, март, с. 365.
- 1884, август, с. 593-600.
- 1886, май, с. 8.
- 1887, сентябрь, с. 146-155.
- 1890, ноябрь, с. 364-438.
Исторический вестник. - 1884, февраль, с. 341-345.
- 1886, т. 26, с. 29-30.
- 1887, декабрь, с. 8.
- 1888, ноябрь, с. 9.
- 1892, т. 49, с. 723.
- 1895, февраль, с. 650.
Христианское чтение. - СПб., 1871, декабрь, с. 82-83,109-110.
- 1875, июль, с. 507-509.
Православное обозрение. - 1863, февраль, с. 96.
- - 1864, март, с. 153; апрель, с. 232-233; июнь, с. 109-110.
- 1871, т. 3, с. 614-615.
- 1873, т. 3, с. 593-594.
- 1884, январь, с. 186; апрель, с. 813.
Русский архив. - 1895, кн. 2, № 5, с. 77.
- 1899, кн. 1, № 3, с. 427, 428, 668.
- 1900, кн. 3, № 10, с. 236-237.
- 1904, кн. 1, № 1, с. 109; кн. 2, № 8, с. 570.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. и 2 доп. т. - М., 1903-1912, доп. том 2, с. 359, 369-469.
Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 11, с. 49.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 3, с. 775; т. 4, с. 1054.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 735-736, 547; т. 2, с. 2195, 2275, 2404.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Под редакцией С. Н. Южакова: в 20 т. - СПб., 1900-1905, т. 8, с. 466.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 6, с. 396-398.