Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Гаккель





Гаккель, Яков Модестович

(30 апр. (12 мая) 1874 - 12 дек. 1945) - сов. ученый и конструктор в области самолетостроения и тепловозостроения. Засл. деят. н. и т. РСФСР (1940). В 1897 окончил Петербург. электротехнич. ин-т. За участие в студенч. революционных организациях был сослан на 5 лет в Сибирь, где служил до 1903 близ г. Бодайбо на Ленских приисках, руководя постройкой, а затем эксплуатацией одной из первых в России гидроэлектростанций. По возвращении в Петербург работал по проектированию, постройке и эксплуатации Петербург. трамвая, одновременно преподавал курс электрич. тяги в электротехнич. институте. С 1921 - проф. этого ин-та. С 1936 Г. работал в Лен. ин-те инженеров ж.-д. транспорта.

В 1909 предложил свою конструкцию самолета-биплана (ЯМГ), к-рую и осуществил в мастерской "1-го Российского товарищества воздухоплавания" (завод Щетинина). В 1910 построил оригинальной конструкции фюзеляжный биплан (Г-III) с двигателем воздушного охлаждения 35 л. с. Г. принадлежит приоритет в создании биплана с фюзеляжем; эта конструкция (получившая название "бимоноплан") вызвала затем подражание и за рубежом. Модификацией предыдущих типов явился самолет Г-IV (1911) - одностоечный биплан со 100-сильным двигателем. В 1911 по предложению Русско-Балтийского з-да Г. сконструировал первый в России гидросамолет-амфибию (Г-V) - двухместный моноплан на двух длинных поплавках, с двигателем 50 л. с. (охлаждение водяное). На биплане Г-VI был совершен первый в России междугородный перелет Царское Село - Красное Село. Построенный Г. биплан Г-VII на первом конкурсе рус. самолетов (1911) был признан единственным самолетом, удовлетворившим всем конкурсным условиям. За аналогичный биплан (Г-VIII) Г. получил диплом и золотую медаль на Воздухоплавательной выставке в Москве (1912); на самолете Г-VIII летчик Г. В. Алехнович установил рус. рекорд высоты того времени (1350 м). На военном конкурсе самолетов в Петербурге (1912) участвовал самолет Г-IX - первый в мире подкосный моноплан. На нем был установлен двигатель 80 л. с. с водяным охлаждением.

В 1920-21 Г. разработал проект тепловоза с дизелем (мощностью 600 л. с), соединенным с генератором. Дизель-генераторная группа помещалась в отдельном кузове, опиравшемся на две двухосные тележки, оси к-рых снабжены индивидуальными тяговыми электродвигателями. Система охлаждения, пост управления и запасы топлива помещались в другом кузове, имевшем также две двухосные тележки. Две отдельные секции тепловоза соединялись винтовой стяжкой. Сила тяги передавалась через раму тепловоза. Проект был одобрен В. И. Лениным и после переделки самим Г. и группой инженеров, разрабатывавших рабочий проект, осуществлен в 1924. Построенный на ленинградских з-дах тепловоз был одним из первых в мире мощных (1000 л. с.) работоспособных тепловозов. Он отличался простотой управления и малым расходом топлива и воды. Ходовая часть тепловоза, в отличие от первого проекта, состояла из сцепленных между собой трех четырехосных тележек с десятью движущими осями. Два генератора тепловоза могли соединяться параллельно или последовательно, тяговые электродвигатели - параллельно. Ряд конструктивных идей Г., в частности сочлененности конструкции тепловоза, получили дальнейшее развитие в совр. тепловозах.

В 1927 на Всесоюзном конкурсе тепловозов проекты Г. заняли первое и четвертое места. В 1932-36 по проекту Г. был построен двухтактный тепловозный дизель сварной конструкции мощностью 300 л. с. В 1934 сконструировал паровой трактор, применив в нем конденсацию пара без вакуума, сварной котел оригинального устройства, клапанную паровую машину на 600 об/мин. Такая паровая установка нашла применение на речных катерах.

Лит.: Самолеты Я. М. Гаккеля, "Вестник Воздушного флота", 1952, № 4, стр. 94-95; Шауров Н. и Шляпников Н., Из конструкторской деятельности Я. М. Гаккеля, "Крылья родины", 1952, № 8.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia