Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Гавриил Банулеско-Бодони





Гавриил Банулеско-Бодони

(Григорий Григорьевич) - митрополит Кишиневский и Хотинский.

Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании.

Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности - румын. Отец его был дворянином.

Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки.

Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов.

В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки.

Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.

По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность.

Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище.

Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. На острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками.

По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище.

31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимаха) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября - во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго.

По приглашению архиепископа Славенского и Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии.

В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.

Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимахой) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архимандрит Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославскому Амвросию с просьбой предоставить ему любую должность в семинарии.

17 января 1788 года, по разрешению Святейшего Синода, епископ Амвросий предоставил архимандриту Гавриилу должность ректора Екатеринославской духовной семинарии и преподавателя греческого языка.

26 декабря 1791 года архимандрит Гавриил архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии.

В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были подчиняться в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молдовлахийской митрополии человека хорошо известного и преданного. Таким явился епископ Гавриил (Банулеско-Бодони).

11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдовлахийского, с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. Но это служение продолжалось недолго.

19 июня 1792 года за отказ отречься от Молдовлахийской кафедры митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию.

10 мая 1793 года митрополит Гавриил был назначен митрополитом Екатеринославским и Херсонеса Таврического с местопребыванием в г. Полтаве.

В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринослава в Новороссийск, митрополит Екатеринославский стал именоваться Новороссийским и Днепровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.

В период управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией митрополит Гавриил заботился о построении церквей в своей епархии, о благоустройстве семинарии, о повышении нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.

Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание (по его благословению) города Одессы и закладка в новом городе четырех церквей.

29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру.

7 апреля 1801 года он определен членом Святейшего Синода и награжден орденом апостола Андрея Первозванного.

Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны.

8 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое.

В 1808 году он был назначен вновь членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах.

Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах.

По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык.

Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.

Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков.

Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в Санкт-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание.

Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть - отклонены или изменены.

Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как, по заключенному 16 мая 1812 года миру между Россией и Турцией, Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России.

Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.

Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской, и ей был присвоен титул митрополии и экзархии.

21 августа 1813 года Святейший Синод утвердил новую епархию, и митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии. Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами.

Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение.

Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополитом Гавриилом при семинарии был открыт Благородный пансион, который до 1834 года заменял областную гимназию.

Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения.

Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, распространенных среди молдавского духовенства.

Решительно выступил митрополит Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.

По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.

Занимаясь благоустройством церковным, митрополит Гавриил принимал участие и в гражданских делах.

В то время различные злонамеренные люди смущали жителей Бессарабии ложными слухами, настраивая их против России, убеждая народ переселяться из России за реки Прут и Дунай. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи, а у русского правительства получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил и укрепил союз России с Бессарабией.

За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов. Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания. Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.

Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.

На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию. Сам же с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в Киприановском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.

Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных.

26 марта 1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а уже 30 марта в 8 часов утра скончался.

Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Киприановском монастыре.

Как передают современники, митрополит Гавриил в обращении с подчиненными руководствовался "терпением" и, если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека, и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.

Литература:

Пархомович И. М. Краткий очерк деятельности высокопреосвященного Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Святейшего Синода, митрополита Кишиневского и Хотинского. - Кишинев, 1910.

Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский. - Кишинев, 1894.

Чеховский В. Киевский митрополит Гавриил Банулеско-Бодони. - Киев, 1905. Стадницкий А. О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экзархатом // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1890, № 10-12.

Его же, Бессарабская экзархатская типография // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1892, № 1.

Зыков Г. Очерк деятельности митрополита Гавриила по улучшению положения Церкви и православного духовенства в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гг. // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1879, № 14. Щеглов Д. В. Новые данные о митрополите Гаврииле // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1899, № 18 и 19.

Пархомович А. М. Сведения о митрополите Гаврииле // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1871, № 4.

Гурий (Гроссу), иеромонах. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1907, № 2-5.

Петровский С. В., протоиерей. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. - Одесса, 1908.

Ганицкий М. А. Сведения о Кишиневской епархии, собранные и редактированные архиепископом Димитрием // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1883, № 15. Балцатеско А. В., Бессарабское отделение Российского Библейского общества // Кишиневские епархиальные ведомости. - 1872, № 7, 8,11. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1400, 1402,1403.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 163.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 8, 487, 553.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 58, 676. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 163. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 762, 763, 766, 776.

Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества // Под редакцией Курдиновского В. - вып. 5. - Кишинев, 1910, с. 9,1, 2,14,19, 22, 24, 30, 33, 40, 51; прим., с. 5, 7, 21. Исторический вестник. - 1882, апрель, с. 35.

- 1894, июль, с. 140-142.

- 1895, июнь, с. 891-892.

- 1890, декабрь, с. 790.

Русская старина. - 1872, ноябрь, с. 582.

- 1879, декабрь, с. 714.

Русский архив. - 1870, № 4 и 5, с. 797, с. 801, 833-834.

- 1895, кн. 1, № 3, с. 311.

- 1904, кн. 2, № 1, с. 428.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 16, 72.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 4, с. 8; т. 5, с. 357; т. 10, с. 526, 607.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 600, 851; т. 2, с. 1320,1329.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 4, с. 25-28. Кишиневские епархиальные ведомости. 1907, № 14,16,17.



Еще в энциклопедиях