Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Выготский





Выготский, Лев Семенович

[05(17)11.1896-11.06.1934] - психолог. В 1917 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та и одновременно ист.-филос. ф-т Нар. ун-та Шанявского. С 1924 работал в Моск. гос. ин-те экспериментальной психол., затем в основанном им Ин-те дефектологии, позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда, Харькова. Проф. Ин-та психол. в Москве. В поисках методов объективного изучения сложных форм психич. деятельности и поведения личности В. подверг критическому анализу ряд филос. и большинство совр. ему психол. концепций ("Смысл психологического кризиса". Рукопись. 1927), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В кн. "История развития высших психических функций" (1930-1931, опубликована в 1960) дано развернутое изложение культурно-ист. теории развития психики. По В., необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биол. эволюции животного мира) и культурный (результат ист. развития об-ва), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые - "вовнутрь", сначала на преобразование др. людей, затем - на управление собственным поведением. В посл. годы жизни В. осн. внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь". 1934). Исследуя речевое мышление, В. по-новому решает проблему локализации высших психич. функций как структурных единиц деятельности мозга. В. приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов. Культурно-ист. теория В. породила крупнейшую в сов. психол. школу, из к-рой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. (См.: И.Н.Семенов. БСЭ. 3-е изд. Т.5. М., 1971. С.521.)

Соч.: Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. Л., 1925; Педагогическая психология. М., 1926; Психика, сознание, бессознательное // Элементы общей психологии. М., 1930; Развитие высших психических функций. 1930 (опубликовано в 1960); Мышление и речь. М.-Л., 1934; Избр. психологические исследования. М., 1956; Психология искусства. М., 1965 (2-е изд. - 1968, 3-е - 1986); Собр. соч. Т.1-6. М., 1982-1984.



Еще в энциклопедиях