Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Варламов





Варламов, Константин Александрович

(1848-1915) - актер, один из крупнейших представителей русского реалистического театра; сын композитора А. Е. Варламова (см.). В 1875 дебютировал на сцене Александрийского театра; здесь прошла и вся его сценическая деятельность. Первые ответственные выступления (1877) - в роли Чугунова в "Волках и овцах" и Силы Грознова в "Правда - хорошо, а счастье лучше". В дальнейшем В. выступает почти во всех комедиях и бытовых драмах классического репертуара. В. играл Скотинина в "Недоросле", Скалозуба в "Горе от ума"; в "Ревизоре" - последовательно: Осипа, Землянику, Ляпкина-Тяпкина и городничего; Глова в "Игроках" и т. д.; одна из его лучших ролей была роль Яичницы в "Женитьбе". В пьесах Островского, кроме указанных, В. играл: Русакова в "Не в свои сани не садись", Ахова в "Не все коту масленица", и др. Из ролей иностранного репертуара наиболее выдающимися выступлениями В. были роль Клюквы в "Много шуму из ничего", ткача Основы в "Сне в летнюю ночь", Грумио в "Укрощении строптивой".

В. - комик-буфф крупного стиля. Сценическому успеху много способствовали большая широкая фигура В. и сочный голос, которым он владел в совершенстве. Юмор В. - яркий, наивный, трактовка ролей очень ясная и рельефная по своему сценическому рисунку. Недостатком В. была известная неразборчивость в выборе ролей - отчасти объясняющаяся сомнительным, а иногда и определенно скверным репертуаром императорской сцены, а также спешная обработка многих ролей. Всего им было сыграно около 1000 ролей. Приученный к быстрой смене наскоро проработанных постановок, В. пользовался в своих многочисленных выступлениях готовыми сочетаниями забавных интонаций и жестов. Лишь в немногих ролях возвышался он до настоящего художественного образа. В. был прекрасным импровизатором; хорошо чувствуя сценическое положение, свободно владея народным словарем, В. редко придерживался точного текста ролей, создавая на сцене остроумные реплики. Бесхитростный поклонник театрального реализма, В. однако в последние годы своей жизни работал с Мейерхольдом (см.), проявляя искренний интерес к новым приемам сценического искусства (постановка "Дон-Жуана" в 1910).

Лит.: Эдуард Старк (Зигфрид), Царь русского смеха, П., 1916.

В. Волькенштейн.



Еще в энциклопедиях