Бердяев
Бердяев, Николай Александрович
(р. 1874) - философствующий публицист. В молодости увлекался социалистическими идеями, за что в 1898 был исключен из Киевского ун-та, а в 1900 был выслан в Вологодскую губ. Это время совпало с поворотом Э. Бернштейна к ревизионизму и с отходом от марксизма части рус. интеллигенции, принимавшей до того участие в рабочем движении: Б. оказался в рядах отошедших. Уже в своей первой статье - "Ф. А. Ланге и критическая философия" ("Neue Zeit", 1900, и "Мир Божий", № 7, 1900), Б., хотя и пытался отмежеваться от неокантианства, однако, выступил против ортодоксального марксизма - именно с точки зрения одной из разновидностей неокантианства (Зиммель). В течение первых лет 20 в. Б., наряду с П. Струве (см.), М. Туган-Барановским (см.) и др., пытался внести в марксизм "критическую струю". По существу же он вел в эти годы борьбу со всеми теоретическими принципами марксизма: с материализмом, диалектикой и в особенности с материалистическим пониманием истории (напр., "Критика исторического материализма", - "Мир Божий", № 10, 1903; "Катехизис марксизма", - "Вопросы Жизни", 1905, февраль). Его "социалистические" устремления в то время сводились к тому, что "рядом с социальной демократизацией общества должна итти его духовная аристократизация". Это приводило к замене материализма идеализмом, Маркса - Лассалем и Кантом, пролетарского социализма - буржуазным демократизмом. К 1906 Б. уже признавался: "Идеализм был хорош для первоначальной критики марксизма и позитивизма, но в нем нет ничего творческого, остановиться на нем нельзя, это было бы не реально и не религиозно". Отсюда начался отход Б. от кантовского идеализма и переход на почву "мистического реализма", а в действительности к крайнему идеализму и религиозной мистике. Всю действительность и все исторические события Б. "постигает" мистически и видит в них религиозный смысл. Империалистская война была для Б. "всемирно-историческим фатумом", а революция 1917 - "богооставленной" и "безблагодатной". Находясь с 1922 за границей, Б. окончательно оформил свою мистическую и реакционную социальную метафизику. В области теории познания он исходит из спекулятивного интуитивизма, заявляя, что в умозрении непосредственно даны не только три измерения материального мира, но и некий "четвертый план" бытия. Этот "план" бытия составляют онтологические ноуменальные сущности - в противоположность феноменальным, преходящим явлениям земного мира. Такими "вечными сущностями" являются, по Б., аристократия, консерватизм, частная собственность и т. п. Социально-философская фантазия Б. сводится к тому, что теперь, в эпоху пролетарских революций, общество вступает в новую "сакральную" эпоху. Эпоха эта - новое средневековье, в котором и заключается единственный выход из мирового тупика. Возврата к предреволюционной эпохе, т. е. к капитализму, быть не может, ибо тогда впереди снова окажется революция. Б. критикует капиталистический строй, но критикует его с реакционной точки зрения, т. е. с точки зрения феодализма. Именно феодальный строй с его социально-политическим иерархизмом и всепроникающим господством религии является социальным идеалом Б. В этом отношении современные взгляды Б. выражают "феодальный социализм" в том смысле, в каком Маркс и Энгельс называют в "Коммунистическом Манифесте" феодальным социализмом теории Боналъда и Жозефа де Местра.
Отношение Б. к Советской власти вытекает из его классовой идеологической позиции. Власть в СССР покоится на "демоническом гипнозе", в СССР господствует "сатанократия". Однако, нужно сказать, что при всей откровенной ненависти к СССР Б. не возлагает никаких надежд на белую эмиграцию.
Сочинения Б.: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском, СПб, 1901 (эпохи "критического периода" Б.); Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, СПб, 1907 (статьи до 1906, эпохи перехода через идеализм к религиозной мистике); Новое религиозное сознание и общественность, СПб, 1907; Духовный кризис интеллигенции, СПб, 1910; Философия свободы, М., 1911; Смысл творчества, М., 1916; Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918 (национал-шовинистический бред); Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы, Берлин, 1923; Миросозерцание Достоевского, Берлин, 1923; Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии, Берлин, 1923 (реакционно-мистические фантазии); Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы, Берлин, 1924.
Лит.: О ранних взглядах Б.: Аксельрод, Л. (Ортодокс), Почему мы не хотим идти назад, "Заря", 1901, перепеч. в сборы. "Философские очерки", 1 изд., СПб, 1906; ее же, О проблемах идеализма, 1905, - перепеч. в сборн. "Против идеализма", 1 изд., П., 1922; ее ж е. Г. Бердяев и моя бабушка, "Совр. Мир", 1912, - перепеч. в сборн. "Против идеализма"; Засулич, В., Элементы идеализма в социализме, "Заря", 1901, - перепеч., СПб, 1906. О современных взглядах Б.: Карев, Н., Философия дворянина нашего времени ("Под Знаменем Марксизма", № 10, 1923).
И. Луппол.