Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Белелюбский





Белелюбский, Николай Аполлонович

[1 (13) марта 1845 - 4 авг. 1922] - рус. инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения. В 1867 окончил Петербург. ин-т инженеров путей сообщения, с 1873 - проф. этого ин-та. В течение нескольких десятилетий фактически руководил мостостроением в России. По проектам Б. и отчасти под его руководством были построены многие ж.-д. и шоссейные мосты и тоннели; среди них большие мосты через Волгу (Сызранский, в то время самый длинный в Европе, и Свияжский), Днепр (Днепропетровский), Обь, Ингулец и др. Разработал способ быстрой замены деревянных мостов железными без перерыва движения. Существенные улучшения внес Б. в двухраскосную систему пролетных строений, после чего она получила широкое применение. В 1888 Б. разработал т. н. русский тип прикрепления поперечных балок - свободно опирающиеся поперечные балки с устройством при них в горизонтальных связях особых поперечных распорок или жестких, трубчатого сечения, диагоналей. При постройке моста через Волгу на Николаевской (ныне Октябрьской) ж. д. Б. впервые применил свободное опирание поперечных балок на балансиры (модель этого шарнирного опирания была отмечена золотой медалью на выставке в Эдинбурге в 1890). Б. предложил мостовые фермы с двумя перекрещивающимися система ми раскосов и с одной стойкой посередине пролета (1888) и фермы с решеткой из равнобедренных треугольников (1890), а также особый метод расчета отверстий между опорами мостов (необходимых для пропуска вод). Б. принадлежит приоритет в изучении и практич. разрешении вопроса о применении литого железа при постройке мостов (1882) Он руководил первой в России лабораторией по испытанию естественных и искусственных камней, цементов и в особенности стали. Ряд предложенных и разработанных Б. методов и условий испытаний строительных материалов вошел в международную практику (испытание на морозостойкость, 7-дневная проба цементов и др.). Большие заслуги имеет Б. в изучении и внедрении в строительство русских цементов. Под руководством Б. были разработаны в 1905-08 первые в России нормы и технич. условия для железобетонных работ. С 1895 Б. состоял членом бюро Международного об-ва по разработке методов испытания вяжущих веществ, металлов и других материалов. В 1912 Б. был избран президентом этого общества. Помимо работы в Ин-те инженеров путей сообщения, Б. читал лекции в Петербург. горном ин-те, на Женских политехнич. курсах; опубликованный им "Курс строительной механики" (1885) был первым полным курсом на рус. яз. по этой дисциплине.

Соч.: Литое железо, СПб, 1885; Строительная механика, 3 изд., СПб, 1897; Расчет сооружений, подвергшихся действию переменной нагрузки, СПб, 1903; Напряжения в балках и усиление мостов, СПб, 1890.

Лит.: Сборник памяти профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, М., 1923;Николай Аполлонович Белелюбский, некролог, в кн.: 33-й совещательный съезд инженеров службы пути русских ж. д., М., 1922; Прокофьев И. П., Николай Аполлонович Белелюбский, в кн.: Люди русской

науки, т. 2, M., 1948; Белявский Л. А., К столетию механической лаборатории имени проф. Н. А. Белелюбского, в кн.: Сборник Ленинградского ин-та инженеров жел.-дор. транспорта, вып. 148, М., 1955; Бобков А. С., Николай Аполлонович Белелюбский, "Строительная промышленность", 1955, № 12.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia