Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Афанасий Дроздов





Афанасий Дроздов

(Александр Васильевич) - архиепископ Астраханский и Енотаевский.

Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника.

По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.

18 декабря 1823 года пострижен в монашество.

20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра.

21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром.

23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии.

С16 сентября 1828 года - архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии.

С 17 июля 1829 года - ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года - настоятель Костромского Богоявленского монастыря.

В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря.

С 4 апреля 1840 года - ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря.

29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора.

С 14 апреля 1841 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем.

15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.

С 13 января 1847 года - епископ Саратовский.

С 15 апреля 1856 года - епископ Астраханский.

23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа.

6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь.

Скончался 7 декабря 1876 года.

По выражению архиепископа Никанора (Бровковича), "этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное".

В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского. Все произведения в основном Афанасий читал в первоисточниках. В последние 25 лет своей жизни на русском языке он почти ничего не читал.

Занятие классической литературой было направлено им специально к тому, чтобы глубже изучить Библию.

Помимо занятий духовной наукой преосвященный Афанасий увлекался изучением естественных наук. Он в совершенстве знал физику, ботанику, геологию, минералогию, высшую математику, занимался астрономией, анатомией.

Об учености владыки Афанасия стало известно обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А. Протасову. При его содействии преосвященный Афанасий был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Его положение в Санкт-Петербурге архиепископ Никанор называет трагическим, т. к., выполняя волю обер-прокурора, он невольно шел вразрез с мнениями митрополита Московского Филарета (Дроздова; память 19 ноября/2 декабря).

Обер-прокурор, пользуясь слабостью немощного телесными силами митрополита Санкт-Петербургского Серафима, стремился взять в свои руки всю духовную власть. Осуществить это желание обер-прокурору невольно помогал возвеличенный им епископ Афанасий. При содействии владыки Афанасия графом Н. А. Протасовым была проведена реформа духовных учебных заведений.

В тот период времени преосвященный Афанасий служил очень редко, проповедей вообще не говорил, епархиальными делами Винницкой епархии почти не занимался.

Современники отрицательно отзывались о нем. Все его действия расценивались как стремление удовлетворить личному самолюбию и честолюбию.

Когда преосвященный Афанасий стал не нужен обер-прокурору, он постарался удалить его из Петербурга. Епископ Афанасий был назначен в Саратовскую епархию.

В саратовский период жизни преосвященный Афанасий много писал, но труды свои почти все сжигал, не признавая их полезными. Епархиальными делами он занимался лишь настолько, чтобы не разрушить текущий порядок, а все остальное время посвящал науке. Книги для преосвященного Афанасия были лучшими друзьями. "Когда я беседую с этими вот величинами, - говорил он, указывая на свои фолианты, - с этими мудрецами всех веков, я все в мире забываю... Мне ничего не нужно, кроме моих книг, кроме этих моих высоких собеседников, кроме этого высшего в мире общества".

Личная жизнь преосвященного Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся (до болезненности) подать какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго.

У него был самый лучший хор из провинциальных, о котором он проявлял самое горячее отеческое попечение. Знаменитый композитор протоиерей Петр Турчанинов не один раз приезжал из Санкт-Петербурга в Саратов послушать его хор и руководить им.

В Саратове преосвященный Афанасий имел столкновение с гражданской властью, что послужило причиной его перевода в Астрахань, где он по-прежнему продолжал заниматься наукой, поставив себя выше всех житейских огорчений.

Труды:

Две студенческие работы // Опыты сочинений воспитанников Московской духовной академии. - М., 1824.

Исторические сведения о костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век. - СПб., 1837 (без имени автора).

Слово на день Воздвижения Креста Господня и рассуждение на слово "Испытывайте духов, от Бога ли они".

Литература:

Никанор (Бровкович), архиепископ. Биографические материалы. - Одесса, 1901, т. 1, с. 27-38. Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913, т. 1, с. 27-44,104,178, 281. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. - М., 1855, с. 237-420.

Языков Д. Д. // Библиограф. - СПб., 1885, № 2. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 гг. - СПб., 1907, с. 16.

Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. - СПб., 1894.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. - СПб., 1889-1904, т. 1, с. 833-834. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1395,1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 308. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 40-42. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 312, 341, 420, 491, 550, 855, 964,1023.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 53, 68, 73.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 308. Русский исторический сборник. - М., 1838, т. 3, с. 407.

Астраханские епархиальные ведомости. - 1887. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 38, 258, 301, 563.

Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к лицам духовного звания. - Тверь, 1888, ч. 2, с. 242. Странник. - СПб., 1872, т. 1, с. 12. Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1903, № 45, с. 1741,1742. Русская старина. - 1879, март, с. 558-560. - - 1880, январь, с. 2; ноябрь, с. 686, 687.

- 1881, январь, с. 82, 83, 90; март, с. 552, 564.

Православное обозрение. - 1865, ноябрь, с. 83-84.

- 1866, декабрь, с. 175.

Русский архив. - 1903, кн. 2, № 6, с. 282.

- 1910, кн. 1, № 1, с. 101.



Еще в энциклопедиях