Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Антоний Рафальский





Антоний Рафальский

(Григорий Антонович) - митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский.

Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника.

Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам.

В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге.

В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил.

В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах.

В 1809 году рукоположен во священника.

В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой.

В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви.

В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома.

В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным.

В 1821 году овдовел.

С1831 года - законоучитель в Кременецком лицее.

20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита.

В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие.

8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии.

5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа.

17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского.

Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре.

Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.

Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашева, а через них и самого императора Николая I. Это послужило причиной назначения его на вдовствующую Санкт-Петербургскую кафедру после смерти митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843).

Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население города своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью. Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь, с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца.

Поставленный в высокое положение первенствующего архиерея, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников.

Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Санкт-Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что она не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и пришла из Варшавы, из католичества. Все в действиях митрополита стало вызывать критику.

Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором "голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью".

Последствия разногласий с графом Н. А. Протасовым оказались печальными для митрополита. Он был поражен параличем, уже вторичным. Владыка Антоний продолжал еще двигаться, присутствовать в Святейшем Синоде, заниматься делами епархии и даже иногда священнодействовать. За полтора года до кончины он окончательно ослаб и был прикован к одру болезни.

Таким образом, митрополит Антоний не оправдал тех надежд, которые возлагало на него общество в самом начале его деятельности. А стремление внешним блеском покрыть недостаток внутренних достоинств привело к тому, что современники митрополита Антония нелестно и резко отзывались о нем.

Вот как охарактеризовал личность митрополита Антония о. Мирошкин в своих "Материалах" для истории Православной Церкви: "Антоний был барин и сибарит. Он любил жить на широкую ногу, имел роскошный стол, редкий день обедал один, и редкий стол проходил у него без шампанского. Не удивительно, что такая страсть хорошо и много кушать и пить, при довольно тучном телосложении, имела следствием паралич".

Сенатор К. И. Лебедев в своих "Записках" писал: "Сего дня умер митрополит Антоний. Ни духовные, ни светские о нем не жалеют. Орудие видов, он уронил значение сана в глазах святош и кощунов; ни жизни, ни учености - ничего в нем не было замечательного. Улыбающееся лицо, большая борода, проворная рука и какая-то неприличная для нас светскость домоустройства".

Литература:

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. - Новгород, 1897, с. 182-192. Громачевский А. Л. Преосвященный Антоний, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. - СПб., 1880.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713- 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. - СПб., 1913, с. 881-886.

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913, т. 1, с. 105,108-118. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 гг. - СПб., 1907, с. 12.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1395, 1407,1411.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 281. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 564-571. Православные святыни в Варшаве // Русский паломник. - 1915, № 35, с. 551-553. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 38, 266, 936.

Странник. - СПб., 1861, август, с. 25-58; октябрь, с. 145-154.

Надгробное слово митрополиту Антонию, говоренное Иннокентием, епископом Херсонским // Христианское чтение. - СПб., 1849, № 1, с. 62.

Русский архив. - 1903, кн. 1, № 4, с. 537.

- 1910, кн. 1, № 3, с. 402, 406; 492;

кн. 2, № 8, с. 516; № 10, с. 507; кн. 3, № 10, с. 249; № 11, с. 493, 494.

- 1912, № 10, с. 233.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 281. Исторический вестник. - 1884, февраль, с. 428.

- 1888, февраль, с. 302.

Русская старина. - 1876, июнь, с. 299; ноябрь, с. 633.

- 1879, март, с. 566.

- 1885, декабрь, с. 501.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 787.

Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. - СПб., 1912-1913,1913, т. 1, с. 75. Журнал Московской Патриархии. - 1959, № 7, с. 58.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 1, с. 891, 892. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 195-196; т. 2, с. 1676, 2108, 2289.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907, т. 1, доп., с. 128. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 2, с. 224-225.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 19, 21, 76.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia