Алексеев
Алексеев, Петр Алексеевич
- протоиерей Архангельского собора в Москве, законоучитель Московского университета и ученый, род. в 1727 году, в Москве, ум. там же, 22-го июля 1801 г. Отец его был причетником при церкви Николая чудотворца, что Кузнецкой. В 1738 г. Алексеев поступил в славяно-греко-латинскую академию и при окончании курса в ней, в 1752 г., получил место диакона в Архангельский собор с обязательством жениться на дочери своего предместника, со держать всю его осиротевшую семью и докончить курс в академии. В 1757 г., 9-го сентября, московская синодальная контора уведомила тамошнюю консисторию, что диакон Архангельского собора П. Алексеев "в рассуждении его немалолетних школьных и при разобрании и описи синодальной библиотеки (патриаршей ризницы) немалых трудов, по указу Св. Синода произведен на место престарелого и болезненного того же собора священника Стефанова во священника, но с тем, чтобы больной священник своею поделью (т. е. принадлежащими на его часть крестьянами и доходами) владел до своей смерти, а он, Алексеев, до того времени оставался бы на своей диаконской подели". В июле 1759 г. священник Алексеев "усмотрен Московским университетом быть способным к истолкованию катехизиса обучающимся в университете ученикам", вследствие чего Св. Синодом утвержден в должности катехизатора с сохранением доходов по собору и с освобождением от очередной проповеди и требоисправлении. В 1764 г., вследствие сокращения доходов в Архангельском соборе, по причине отобрания крестьян, Алексеев перешел на службу ключарем в Успенский собор "ввиду лучшего там содержания", а в 1771 г. был назначен протоиереем в Архангельский собор и присутствующим в консистории. В 1775 г. в ведомости о соборянах Архангельского собора он показан: "от роду 55 л., ходил до богословия, вдов", а против этого рукою митрополита Платона написано: "За протопопом есть дела". С этого же времени он перестает быть присутствующим в консистории и возникают его несогласия сперва с прот. Успенского собора А. Левшиным, братом митрополита Платона, а чрез это вскоре и с этим последним. Благодаря тому, что Алексеев был духовником кн. Потемкина и вообще пользовался известностью и уважением за свои ученые труды в светском обществе, он находил себе сильную поддержку со стороны светских влиятельных лиц в этой неравной для него борьбе. Дело доходило даже до Государыни, которая в 1778 г. так писала московскому главнокомандующему кн. Волхонскому: "доходят ко мне сведения о неблагопристойных поступках успенского протоиерея А. Левшина во многих случаях противу духовенства и других оказанных, а особливо, что он в крестных ходах делает сам собою учреждения мимо первенствующего там архиерея; а 23-го июня, при таковом ходе, архангельского протоиерея П. Алексеева обругал, сторожам приказывал вытолкать, грозил ему не только словами, но и палкою. Да и когда упомянутый прот. Алексеев приносил жалобу пр. архиерею Ростовскому (первоприсутствующему в московской синодальной конторе), то он и по его увещанию не укротился". В 1787 г. Государыня пожаловала прот. Алексееву золотой крест на черной ленте, а в 1797 г. Император Павел I-й, во время коронации, по личному усмотрению, наградил его орденом св. Анны 2-й ст. П. А. Алексеев был одним из первых и деятельных членов вольного российского собрания, учрежденного Мелиссино в 1771 г. при Московском университете. После него остались многочисленные труды. Так, ему принадлежат: "Чин поставления на царство Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича" ("Опыт труд. вольн. российского собрания", ч. 1-11, 1774-75 гг.), "Церковный словарь", 3 части, 1773-76 гг., "Рассмотрение славянской старопечатной книги "Апостол". Кроме того, он издал "Православное исповедание Петра Могилы" в 1769 г., "Описание Архангельского собора"; трудился над составлением исторического словаря всех еретиков и раскольников, составил "Начертание греко-российской церкви" в 5 ч. и два рассказа о патр. Никоне, приписанные Алексеевым Петру I-му, написал проповеди: "Надгробное слово над С. П. Муравьевой", СПб., 1768 г., "Благодарственное слово Императрице Екатерине", М., 1772 г., "Речь о достоинстве и пользе катехизиса", M., 1759 г. Не изданы следующие работы Алексеева: "Способ преподавать катехизис" и "Для чего в канонах не полагается второй песни". Переведены Алексеевым с иностранного и изданы сочинения: Гуго Гроция - "Христианское благочестие", Корнелия Агриппы - "О превосходстве женского пола" и Варнавы Бриссония - "О персидском царстве", в 3-х ч., М., 1781 г. После смерти Алексеева появились: "Описание происшествий во время народного мятежа в Москве в 1771 г." ("Рус. Арх." 1863 г.) и "Рассуждение о возможности произведения священника во епископа без принятия монашества" ("Чт. в общ. ист. и др.", 1867 г., кн. 3). За последние десятилетия помещено в "Рус. Арх." много писем Алексеева к разным лицам. Алексеев владел большим собранием рукописей, что видно из одного письма его к гр. Мусину-Пушкину: "Моих же рукописей количество, чрез 40 лет собираемых, накопилося до многочисленности".
Митр. Евгений, "Словарь". - Подробная биография Алексеева в "Истории Рос. акад.", т. I и у А. Н. Корсакова ("Рус. Арх." 1880 г., 2). В биографиях высказан совершенно противоположный взгляд на характер деятельности Алексеева. - "Душеполезное Чтение" 1869 г., январь, статья Н. П. Розанова. - Его же, "История Моск. епарх. управления", ч. II, кн. 1, стр. 64-66. - Письма и донесения: "Рус. Стар." 1889 г., т. LXIV и "Рус. Арх." 1889 г., 3.
Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.