Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Язычество





ЯЗЫ́ЧЕСТВО – принятый в христианском богословии и частично в историч. литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле, Я. – политеистические религии (см. "Политеизм", а также "Анимизм", "Фетишизм", "Шаманство" и др.). Термин "Я." происходит из Нового завета – второй, христианской, части Библии, в к-рой под Я. подразумевались народы или "языки" (отсюда Я.), противополагаемые первохристианским общинам. Этот смысл термин "Я." сохраняет и в др. произведениях раннехристианской литературы 1–3 вв. Однако по отношению к исламу и иудаизму – развитым мировым религиям – термин "Я." применялся лишь отд. богословами и широкого признания не получил. В свою очередь, ислам предписывает мусульманам относиться к христианам лучше, чем к идолопоклонникам. В лит. традиции термин "Я." иногда применяется для обозначения миросозерцания, противоположного христи- анскому аскетизму.

Я. на Руси. До принятия христианства славяне обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья; культ сил природы довольно рано принимает антропоморфный характер. Напр., культ воды перерастает в поклонение человекоподобному божеству – виле, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение обрядов, верований, связанных с земледельческим культом (зимние, весенние, летние и осенние празднества, нек-рые черты к-рых прослеживались впоследствии в христианских праздниках: масленице, пасхе, троицыном дне и др.). С семейно-родовым погребальным культом связаны обряды похорон (сожжение покойника, возведение кургана, обрядовый плач), поминок, игр-состязаний. Развитие родо-племенной организации, создание союзов племен, выделение родо-племенной верхушки приводят к изменениям религ. представлений. Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха (род, рожаница, дед, шур, чур) становится основой культа плем. бога; боги отдельных племен постепенно сводятся в общий пантеон, в к-ром устанавливается более или менее сложная иерархия, выделяются главные божества, к-рых почитают все или мн. племена. У вост. славян накануне принятия христианства на первом месте среди богов стоит Перун – бог грома и молнии, бог дождя. Бог солнца имел несколько названий – Хорс, Дажь-бог, Ярило, Купала. Стрибог был богом ветра, Волос (Велес) – богом скота, Мокошь – женским божеством прядения и ткачества, Сварог – богом кузнечного дела. Образование Древнерус. гос-ва, объединившего вост.-слав. племена, сопровождалось попыткой вел. киевского князя Владимира Святославича создать общегос. пантеон из божеств различных племен, был учрежден их обязательный культ. У вост. славян существовали языч. святилища, особые служители языч. культа – волхвы. С принятием христианства Я. постепенно вытесняется или приспосабливается к христианским верованиям, обрядам, хотя борьба православной церкви с Я. продолжалась много столетий.

Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Катаров Е. Г., Религия древних славян, М., 1918; Рыбаков Б. Α., Основные проблемы изучения славянского язычества, М., 1964.

В. И. Буганов. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia