Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Шиизм





ШИИ́ЗМ (от араб. ши'а – группа приверженцев, партия) – одна из двух гл. ветвей в "исламе" (вторая – "суннизм"). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе [644–656] в обстановке острой политич. борьбы. Сначала Ш. был только политич. партией, к-рая выступала в защиту прав "Али" (двоюродного брата и зятя "Мухаммеда") и его потомков от "Фатимы", дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общим догматом Ш. было признание исключит. права Али и его потомков ("Алидов") на духовное и светское руководство в мусульм. мире и непризнание "Абу Бекра", "Омара I", "Османа", Омейядских и Аббасидских халифов (см. "Омейяды", "Аббасиды"). На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. в 7–9 вв. раскололся на неск. сект: кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.

Кайсаниты, вероятно, произошли от Кайсана Абу Амра или другого Кайсана – активных участников восстания в Куфе в 685–687 против омейядского халифа Абд-аль-Малика [685–705], считали четвертым имамом брата Хусейна – Мухаммеда ибн аль-Хана-фийю (сына Али от рабыни). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Зейдиты (по имени внука Али – Зейда, к-рого они считают пятым имамом) выступали сторонниками создания теократич. гос-ва во главе с имамом, избранным из Алидов. Восстания зейдитов (в Ираке – 739/740 и 814/815, в Хиджазе – 762/763 и 786) поддерживались нар. массами. Гос-ва зейдитов были в Марокко ("Идрисиды"), в Йемене (10 в.– 1962), в Гиляне и Табаристане (864–928). Имамиты (иначе – иснаашариты, букв, "дюжинники", или "двенадцатиричники") признавали 12 имамов: Али, Хасана, Хусейна, Зейн аль-Абидина Али, Мухаммеда аль-Ба-кира, Джафара ас-Садика, Мусу аль-Казима, Али ар-Ризу, Мухаммеда Джавада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммеда аль-Махди, к-рый, по преданию, будучи ребенком, исчез без вести между 874 и 878 (существование этого мальчика-имама вызывает сомнение) и к-рого имамиты считают "скрытым имамом". Имамиты верят в возвращение этого двенадцатого имама, к-рый должен якобы установить на земле царство справедливости. В ср. века эта часть учения имамитов находила горячий отклик среди угнетенного крестьянства Ирана, Сирии, М. Азии, Йемена. Учение имамитов в сочетании с "суфизмом" было идеологич. оболочкой нек-рых нар. движений в 13 –15 вв. ("сербедары", "сеидов движение" и др.). В сер. 8 в. от имамитов отделились исмаилиты. Нек-рые шиитские секты именовали их "крайними" (гулат, от араб. гали – выходить из пределов, преувеличивать) за отход не только от ортодоксального ислама, но и от умеренного III. "Исмаилитам" свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествленного имама Али, вера в переселение душ, разделение верующих на посвященных и непосвященных, своя обрядность. Нек-рые гулат участвовали в антифеод, движениях 14–15 вв. (хуруфиты, последователи "Мушаша").

В обрядовой практике и в праве Ш., за исключением исмаилизма и близких ему течений, немногим отличается от суннизма. Шииты признают сунну с нек-рыми изменениями (они отрицают те хадисы, к-рые восходят к противникам первого имама Али). В то же время шииты признают право Алидов на часть милостыни. Кроме Мекки и Медины они, в отличие от суннитов, совершают паломничество и в "Кербелу", "Неджеф", Казимейн, а имамиты также в "Самарру", "Мешхед" и Кум (места погребения имамов и их родичей). Шииты не считают офиц. редакцию Корана безупречной, в отличие от суннитских хадисов они имеют свои предания – ахбар; они восприняли учение "мутазилитов" об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают непогрешимость имамов, передаваемую от одного имама к другому; большинство шиитов допускает необходимость иджтихада – личного мнения, складывающегося у ученых – муджтахидов при обсуждении мусульм. законов, "благоразумное скрывание" (такыйя или китман) – притворное отречение от своих религ. убеждений в условиях опасности; право имамитов признает законным врем. брак.

В результате многовековых преследований в Ш. сложился культ мученичества и святых мучеников.

Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране (гос. религия), Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. обр. в Азербайджане).

Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишеской теософии, т. 1–3, М., 1909–17; Смирнов К., Персы. Очерк религий Персии, Тифлис, 1916; Беляев Е. А., Мусульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII–XV вв., Л., 1966 (лит.); Али АсгарХикмет, Нох Гуфтар дар Тарихе-адйан (Девять лекций по истории религии), т. 1–2, Шираз, 1960/61; Вallie N. В., A digest of Moohummadan law, t. 2, Lahore, 1965; Goldziher J., Beiträge zur Literaturgeschichte der Shi'a..., W., 1874; Wellhausen J., Die religiös-politischen Oppositionsparteien in alten Islam, В., 1901; Canon Sell, Ithna Ashariya or the twelwe Imams, Madras, 1923; Donaldson D. M., The Shi'ite religion, L., 1933; Sadighi G., Les mouvements religieux iraniennes, P., 1938; Hоllister J. N., The Shi'a of India, L., 1953.

И. П. Петрушевский. Ленинград.



Еще в энциклопедиях