Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Чехословакия





ЧЕХОСЛОВÁКИЯ, Чехословацкая Социалистическая Республика (Československo, Československá socialistická republika, CSSR),– гос-во в Центр. Европе. Граничит с ГДР и ФРГ (на З.), с ПНР (на С.), с Австрией и ВНР (на Ю.), с СССР (на В.). Площ. 127,9 тыс. км2. Нас. 14 634 тыс. чел. (на 31 дек. 1973, оценка), в т. ч. чехов – 65%, словаков – 29%, венгров – 4%. Делится на 11 адм. областей. Столица – г. Прага (св. 1 млн. чел.).

Ч. – социалистич. гос-во. В соответствии с конституц. законом 1968 о федеративном устройстве, ЧССР в 1969 стала федерацией в составе двух равноправных республик – Чешской Социалистич. Республики (ЧСР; площ. 78,9 тыс. км2, нас. 9962 тыс. чел., делится на 8 адм. областей, в т. ч. приравненная к области столица – г. Прага) и Словацкой Социалистич. Республики (ССР; площ. 49 тыс. км2, нас. 4672 тыс. чел., делится на 3 адм. области, столица – г. Братислава). Гос. языки – чешский и словацкий. Высший законодат. орган Ч. – Федеральное собрание (парламент), состоящее из Народной палаты и Палаты национальностей. Глава гос-ва – президент. Верх. Исполнит. орган – федеральное пр-во. Каждая из республик, входящих в состав Ч., имеет свой законодат. орган (Нац. совет), а также пр-во. Местными органами власти являются нац. к-ты.

Имеются гос. герб и гос. флаг (флаг см. в таблице к ст. "Флаг государственный").

Исторический очерк

В истории Ч. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Первобытнообщинный строй (до 6 в. н. э.). 2) Раннефеод. гос. образования на терр. Ч. (6 – сер. 11 вв.). 3) Чеш. земли и Словакия в период развитого феодализма (сер. 11–15 вв.); важнейшие этапы этого периода: феод. раздробленность; гуситское революц. движение. 4) Переход ко "второму изданию крепостничества". Турецкая экспансия, начало борьбы чеш. и словац. народов против гнета Габсбургов (16 – нач. 17 вв.). 5) Чеш. земли и Словакия в нач. 17 – кон. 18 вв. 6) Развитие капиталистич. отношений в чеш. землях и Словакии. Нац. возрождение (кон. 18 – сер. 19 вв.). 7) Чеш. земли и Словакия в период домонополистич. капитализма (до кон. 19 в.); важнейшие этапы этого периода: революция 1848–49 в чеш. землях и Словакии; чеш. земли и Словакия в 50–60-е гг. 19 в.; чеш. земли и Словакия в составе дуалистич. Австро-Венгерской империи (до кон. 19 в.). 8) Чеш. земли и Словакия в период монополистич. капитализма (до 1918). 9) Ч. в период общего кризиса капитализма (до 1945); важнейшие этапы этого периода: образование Чехословацкой бурж. республики в 1918; Ч. в кон. 1918 – марте 1939; Ч. под нем.-фаш. господством. Борьба народов Ч. против гитлеровского ига. Начало нац.-демократич. революции (март 1939 – май 1945). 10) Установление нар.-демократич. строя. Перерастание нац.-демократич. революции в социалистическую (май 1945 – февраль 1948). 11) Строительство социализма в Ч. (с 1948).

Первобытнообщинный строй (до 6 в. н. э.). Первые следы человека на терр. Ч. относятся к эпохе раннего палеолита. Средний палеолит представлен культурой типа Мустье (см. "Мустьерская культура"), найдены (стоянка Гановце в Словакии) орудия труда, остатки поселений в пещерах и на открытых местах, костные останки неандертальца. В верх. палеолите появляется Homo sapiens (археол. находки костных останков – Младеч, Брно, Пршедмости, Дольни-Вестонице, Павлов), распространяется каменная индустрия, представленная ориньякской, селетской, граветтской и мадленской (позднеграветтской) культурами. Обнаружены стоянки охотников: на мамонта (Дольни-Вестонице, Пршедмости, Павлов и др.), на оленя (Жевнице около Праги, Гостем около Бероуна). В пещере Пекарна (около Брно) найдены древнейшие произведения искусства – гравировка на кости, фигурки людей и животных из кости, мергеля, глины. В эпоху мезолита осн. занятиями населения были охота, рыболовство и собирательство (к 1972 на терр. Ч. открыто ок. 100 мезолитич. местонахождений). Эпоха "неолита" известна по памятникам (поселения Билани, Могельнице и др.) земледельч. племен т. н. "линейно-ленточной керамики культуры". В 4-м тыс. до н. э. единая область этой культуры распалась на ряд местных, среди к-рых важнейшей являлась культура т. н. накольчатой керамики, у ее носителей наряду с земледелием и скотоводством большую роль играла охота. В Юж. Моравии и Юго-Зап. Словакии была распространена культура т. н. расписной керамики. В эпоху "энеолита" (с 3-го тыс. до н. э.) в Сев. Чехии и Моравии появляются "воронковидных кубков культура" и культура каннелированной керамики; к этому времени еовр. чехословацкие ученые относят переход к патриархату. В кон. 3 – нач. 2-го тыс. до н. э. на терр. Чехии, Моравии и Юго-Зап. Словакии развивается "колоколовидных кубков культура". В период ранней бронзы (1800–1500 лет до н. э.) в Ср. и Сев.-Зап. Чехии, Моравии и Сев.-Зап. Словакии была распространена т. н. "унетицкая культура" (названа по могильнику около Праги). Развитие унетицких племен было прервано в нач. 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. вторжением племен т. н. курганной культуры, преим. пастушеских, с развитыми патриархальными отношениями. Во 2-м тыс. до н. э. обработка цветных металлов на терр. Ч. (залежи меди в Ср. Словакии, олова – на склонах Рудных гор в Чехии) оказала заметное влияние на развитие металлургии в Центр. Европе. Во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. ведущая роль среди племен, населявших терр. Ч., принадлежала земледельч. племенам т. н. полей погребений (см. "Поля погребальных урн", "Лужицкая культура").

В период, переходный от бронзового к железному веку (гальштатская культура, 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), на терр. Ч. существовал ряд археологических культур, среди к-рых важнейшими являлись: в Юж. Моравии – велатицкая (названа по кургану, расположенному в Велатице, около Брно), в Ср. и Сев.-Зап. Чехии – кновизская (по поселению у д. Кновиз около г. Слани), в Юж. и Зап. Чехии – миловечская (по кургану в Миловче у Домажлиц) и др. Для представителей этих культур характерны высокое развитие металлообработки, изготовление разнообразных изделий из бронзы и первых жел. предметов. В 7–5 вв. до н. э. металлургия железа широко распространяется на терр. Ч. Наиболее яркие археол. культуры этого времени – гораковская (назв. по курганам в д. Горакове около Брно) в Юж. и отчасти Ср. Моравии, биланская (по могильнику Билани у г. Чески-Брод) в Ср. и отчасти Сев.-Зап. Чехии, курганная гальштатская в Юж. и Юго-Зап. Чехии. Позднее гальштатский период на б. ч. терр. Ч. протекал со значит. проявлениями элементов "латенской культуры", носителями к-рой были "кельты", начавшие заселять терр. Ч. ок. 4 в. до н. э. Развитое кельтское ремесло, земледелие и связи с антич. цивилизацией оказали влияние на развитие производства и обмена на терр. Ч. Возникли многочисл. кельтские центры ремесла и торговли гор. типа – т. н. оппидумы (Гразани, Страдонице, Завист, Старе-Градиско и др.), известны многие могильники кельтов (в Сев. Чехии открыто св. 300, в Моравии – св. 150).

В начале нашей эры господство кельтов на территории Ч. было подорвано германскими племенами (маркоманны, квады), проникшими до р. Ваг и захватившими власть над коренным населением. В 1–2 вв. н. э. германцам, удерживавшим власть на терр. Ч. до 4 в., пришлось вести упорную борьбу с римлянами, оккупировавшими часть терр. Словакии. Во время "Великого переселения народов" терр. Ч. населяли герулы и лангобарды. К 5–6 вв. терр. Ч. заселяют слав. племена. Ранние памятники славян с т. н. керамикой пражского типа открыты в Ч. более чем в 100 пунктах (на 1972). В сер. 1-го тыс. у славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя – основной обществ. ячейкой была терр. община, выделилась плем. знать, власть плем. князей приобрела наследств. характер.

Раннефеодальные государст- венные образования на территории Ч. (6 – сер. 11 вв.). Этот период характеризовался развитием пашенного земледелия, связанным с процессом внутр. колонизации и расширения посевных площадей. Появилось (в 10 в.) нерегулярное трехполье; шло отделение ремесла от с. х-ва. Наряду с сел. поселениями возникли укрепленные поселения – "грады", часть к-рых была убежищем для окрестного населения, играла роль культовых языч. центров или укрепленных усадеб князей и знати. Б. ч. "градов" в 7–9 вв. имела постоянное население, занимавшееся ремеслом и торговлей. Рост ремесл. произ-ва был особенно значителен в области металлургии, обработки металла, изготовления жел. орудий труда, в гончарном произ-ве, где получил распространение гончарный круг, ювелирном деле. Часть раскопанных на терр. Моравии ремесл. мастерских была расположена на местах бывших лагерей, опорных пунктов римского оборонительного вала (или вблизи от них) и, возможно, сохранила нек-рые ремесл. традиции позднерим. эпохи. Образование города как ремесл. и торг. центра с постоянным населением, возникновение вокруг гор. укреплений торгово-ремесл. посадов (пример достаточно большого ремесленно-торг. центра гор. типа – Старе-Место на р. Мораве) знаменовали в условиях социального расслоения слав. общества и выделения знати переход на стадию классового раннефеод. гос-ва. Наиболее ранними и примитивными формами государственности на терр. Ч. были т. н. племенные княжения, опиравшиеся на разветвленную систему "градов", часть к-рых постепенно превращалась в поселения гор. типа. Во главе княжений стояли наследств. княжеские династии и выделявшаяся из общины знать, владевшая землей и рабами. Осн. масса населения княжений состояла из свободных мужей-общинников, самостоятельных в хоз. отношении и участвовавших в качестве воинов в нар. ополчении. Зависимое население, помимо рабов из числа военнопленных, формировалось за счет разорявшихся и попадавших в кабалу к знати свободных общинников.

Складывание относительно крупных раннефеод. гос-в шло путем поглощения одних племенных княжений другими. Существ. роль играл внеш. фактор – угроза иноземного порабощения. Для чехо-моравских и словацких племен таким фактором являлись постоянные набеги и притеснения "аваров", овладевших в сер. 6 в. "Паннонией" и создавших здесь могущественную державу – Аварский каганат. Объединившиеся словацкие, чехо-моравские, паннонские и др. славяне подняли в 623 против авар восстание, во главе к-рого стал франкский купец (согласно хронике Фредегара; по мнению нек-рых историков – славянин) "Само". Восстание завершилось образованием крупного гос. объединения – державы Само (623–658), успешно противостоявшей экспансии "франков" и аваров и явившейся, по мнению мн. чехословацких, польских и советских историков, прямой предшественницей "Великоморавской державы" (образовалась ок. 830). Классовая природа Великоморавского гос-ва длит. время являлась предметом дискуссии в историографии. Попытки нек-рых чехословацких историков поставить под сомнение раннефеод. характер Великой Моравии как гос-ва встретили возражение со стороны мн. чехословацких, польских и советских историков (Я. Эйснер, Й. Поулик, Л. Гавлик, Г. Лябуда, X. Ловмяньский, П. Н. Третьяков, В. Д. Королюк и др.). О глубокой классовой дифференциации великоморавского общества свидетельствуют не только археол., но и письм. источники, противопоставляющие князьям, жупанам, советникам, господам, честным или честивым, доброродным, богатым и вельможам рабов, слуг, людей, "кметов", худых и убогих. Осн. массу населения составляли свободные общинники (в источниках – свободные, простые люди), участвовавшие в нар. ополчении, наряду с к-рым существовала великокняж. дружина, а также, возможно, дружины зависимых от великого князя "племенных" князей и вельмож. Складывался аппарат не только центральной, но и местной гос. организации и власти. Формированию раннефеод. строя содействовал процесс христианизации, начавшийся на рубеже 7–8 вв. Широкое распространение христианства в Великой Моравии относится ко времени деятельности слав. просветителей, основоположников слав. письменности "Кирилла и Мефодия". Показателем раннефеод. классовой организации великоморавского общества является и существование крупных по тому времени городов с развитым ремеслом и торговлей – Старе-Место, городище Микульчице и др. В политич. консолидации Великоморавской державы, объединении в ее составе чехо-моравских и словацких кн-в важную роль сыграла угроза нападения со стороны нем. феодалов (Вост.-Франкское королевство), свергших в 846 князя "Моймира" I [830–846]. Еще более ожесточенный характер борьба с нем. феодалами приобрела при кн. "Ростиславе" [846–870]. В правление Святополка [870–894] было разбито войско нем. феодалов (871), присоединено "Блатенское княжество" (ок. 874). Феод. раздробленность, наступившая после смерти Святополка, междоусобная борьба его сыновей Моймира II и Святополка II, отделение чеш. (895) и сербо-лужицких (897) земель ослабили позиции Великоморавской державы в борьбе с нем. феодалами, способствовали завоеванию части ее терр. в нач. 10 в. кочевниками-венграми, положившими конец существованию крупнейшего раннефеод. гос-ва зап. славян. Венг. завоевание насильственно прервало и процесс формирования единой народности на основе чешско-моравских и словацких племен, происходивший в 8–9 вв.

На терр. Чехии, вышедшей из состава Великоморавской державы, в кон. 9 – нач. 10 вв. усилился процесс объединения племенных кн-в, закончившийся образованием древнечеш. гос-ва во главе с княж. родом "Пржемысловичей". В 10 в. при кн. Болеславе I [935(929?)–967(972?)] и кн. Болеславе II [967(972?)–999(?)] чеш. гос-во значительно укрепилось [признание (в 950) чеш. князьями верх. власти герм. королей имело формально-юридич. характер]. Ок. 973 была учреждена Пражская епископия. В нач. 11 в. усилилась междоусобная борьба, сопровождавшаяся вторжением в 1003 польск. кн. Болеслава I Храброго и экспансией нем. феодалов (см. "Дранг нах Остен"). В 1029 (по др. источникам в 1019) в состав чеш. гос-ва вошла Моравия. В 1-й четв. 11 в. (после продолжит. борьбы между венграми, чеш. Пржемысловичами и польск. "Пястами") Словакия была включена в состав Венг. королевства (находилась в его составе до образования в 1918 единого Чехословацкого гос-ва). Т. о., в результате венг. завоевания и образования отдельного чеш. гос-ва на терр. Ч. стали складываться две народности: чешская, охватывающая и мораван, сохранивших вместе с тем свои этнич. особенности, и словацкая.

Чешские земли и Словакия в период развитого феодализма (сер. 11–15 вв.). Феодальная раздробленность. Переход к феод. раздробленности в чеш. землях (сер. 11 в.) и Словакии (13 в.) был важным этапом в оформлении феод. сеньории (вотчины) и развитого условного землевладения. Уже в 10–11 вв. и особенно в 12–13 вв. быстро росло крупное церк. феод. землевладение (включая монастырское), церк. феодалы опережали светских в борьбе за иммунитетные права и привилегии. Одновременно происходила нивелировка в социально-экономич. и юридич. положении осн. категорий феодально-зависимого крестьянства, постепенно уменьшался слой свободного крестьянства. С оформлением осн. групп феод. класса (церк. феодалы, паны, "владыки") в чеш. землях получили развитие (в 13–14 вв.) сословнопредставительный орган ("сейм") и феод. (шляхетское) право, ослабла центр. королев. власть. Феод. раздробленность (сер. 11 – кон. 12 вв.), особенностью к-рой в чеш. землях было отсутствие деления на уделы непосредственно Чехии и феод. дробление только Моравии, получила юридич. оформление в т. н. Законе сеньората Бржетислава I (1055). В 11–14 вв. наблюдался рост производит. сил, сопровождавшийся (с нач. 13 в.) в отд. регионах интенсивной нем. колонизацией в городе и деревне, сначала в чеш. землях, а затем и в Словакии. Внутр. колонизация, осуществлявшаяся как местным, так и немецким населением, способствовала заметному росту посевных площадей. Усовершенствовалась пашенная техника, появились тяжелый плуг, регулярное трехполье и др. Перевод крестьянства на т. н. немецкое, или эмфитевтическое, право, связанный с новой организацией крест. самоуправления и регламентацией крест. повинностей, создавал благоприятные условия для развития сельскохоз. произ-ва. Одновременно росли и богатели города. Гор. население, особенно патрициат, получило мн. экономич. привилегии, постепенно оформлялось гор. самоуправление, развивалось и дифферен- цировалось гор. ремесло, значит. успехи были достигнуты в горнодобывающем деле. Внеш. торговля практически связала чеш. земли и Словакию со всей Центральной и частично Зап. и Вост. Европой. Постепенное распространение немецкого (по существу – западноевропейского) права способствовало оформлению в дальнейшем местного гор. права (см. "Пражское городское право"). В деревне на основе роста товарного произ-ва наблюдался переход к ден. форме феод. ренты. Темпы экономич. развития Словакии в составе Венг. королевства в условиях засилья венг. магнатов, усиленной мадьяризации словацкого населения (особенно класса феодалов) оказались более медленными, чем в чеш. землях. Усиление феод. эксплуатации вызывало бегство и восстания словацких крестьян (1098, 1113, 1139), нередко объединявшихся в антифеод. борьбе с венг. крестьянами. В 40-х гг. 13 в. Юго-Зап. и Юго-Вост. Словакия и Моравия подверглись нашествию монголо-татар. Внеш. опасность, а также внутр. социально-экономич. факторы способствовали консолидации феод. государственности в чеш. землях. Однако централизация чеш. гос-ва с кон. 12 в. осложнялась тем, что происходила в условиях нарушения этнич. единства страны: если появление нем. колонистов – крестьян и ремесленников – содействовало развитию производит. сил, то проникновение нем. клира, нем. феодалов, захват прочных экономич. и политич. позиций в городах нем. патрициатом были скрытой формой герм. феод. экспансии, создавали экономически и политически активный элемент, не заинтересованный в централизации страны. При Карле I (чеш. – Карел) [наместник Чехии и Моравии с 1333, чеш. король 1346–78] чеш. гос-во превратилось в мощную феод.-сословную монархию. Экономич. подъем в с. х-ве, гор. ремесл. произ-ве, где шел процесс формирования цеховой организации, в горнорудном деле, во внутр. и внеш. торговле способствовал политич. усилению чеш. земель. Укреплялось феод. гос. право (проект законника Majestеs Carolina, 1355), было учреждено Пражское архиепископство (1344). Процесс политич. консолидации чеш. земель остался в 14 – нач. 15 вв. незавершенным. В Словакии усиление центр. власти произошло в 14 в. в правление "Анжуйской династии".

Гуситское революционное движение. Усиление феод. эксплуатации чеш. крестьянства со стороны духовных и светских феодалов, коррупция католич. церкви, приобретшей огромные земли и власть, все возраставшее нем. засилье, борьба между ремесленниками и патрициатом (преим. немецким) в городах, тяжелое положение гор. бедноты вызвали в чеш. землях в кон. 14 – нач. 15 вв. оппозиц. движение, проявившееся в нар. ересях, в выступлениях проповедников (Конрад Вальдхаузер, Ян "Милич" из Кромержижа, "Матвей" из Янова и др.). Реформац. деятельность последних, особенно выступления Я. "Гуса" и его сподвижников – "Иеронима Пражского" и др., создала непосредств. предпосылки для развития широкого и мощного социально-революц., нац.-освободит. и антикатолич. "гуситского революционного движения". С начала движения, охватившего все чеш. земли, среди гуситов существовало два течения: умеренное – "чашники" (мн. представители дворянства, разбогатевшие бюргеры), склонное к соглашению с реакцией ценой секуляризации церк. имуществ и реформы церкви, и радикальное – "табориты" (ремесленники и гор. беднота, крестьянство, частично обедневшие дворяне), стремившееся к коренным социальным преобразованиям. Попытки герм. императора "Сигизмунда I" и папы рим. Мартина V подавить гуситов в ходе крестовых походов против них (1420, 1422 – дважды, 1427, 1431) не имели успеха. Руководимые талантливыми полководцами – Я. "Жижкой", "Прокопом Великим" и др., гуситы отразили вторжения крестоносцев. Однако предательство чашников, противоречия внутри лагеря таборитов – между радикально настроенной крест.-плебейской массой (пикартами, см. "Пикардство") и умеренными выразителями интересов зажиточного крестьянства и низшего дворянства, ослабили гуситское революц. движение, привели к его разгрому в битве при Липанах в 1434 (в 1437 пала последняя крепость таборитов – Сион). Несмотря на поражение, гуситское революц. движение явилось важнейшим этапом в истории чеш. земель, источником революц. и нац. традиций чеш. народа. Оно нанесло удар католич. церкви (была проведена секуляризация церк. землевладения, в 1436 приняты т. н. "Пражские компактаты", признавшие реформу церк. обряда), задержало развитие в чеш. землях процесса вторичного закрепощения крестьянства, содействовало увеличению крест. землепользования и усилению владельческих прав крестьян (что сохраняло свое значение до 2-й пол. 16 в.).

В Словакии распространение идей гусизма способствовало подъему начавшейся еще в 14 в. широкой борьбы словацкого бюргерства против засилья нем. патрициата в гор. самоуправлении. Ушедшая в Словакию после подавления гуситского движения значит. часть таборитов положила начало и составила основу антифеод. освободит. "Братиков движения" в 1445–71. Гуситское революц. движение содействовало также укреплению чешско-словацких языковых и культурных связей, развитию словацкой нац. культуры.

Переход ко "второму изданию крепостничества". Турецкая экспансия, начало борьбы чешского и словацкого народов против гнета Габсбургов (16 – нач. 17 вв.). В послегуситский период (с кон. 15 в.) в чеш. землях установилось засилье магнатства. Против него выступили бюргерство чеш. городов и низшее дворянство, к-рые возвели на престол Й. "Подебрада" [1458–1471]. Централизаторская политика Подебрада (реформы в интересах развития городов и торговли, усиления королев. власти) встретила сопротивление магнатства и католич. церкви. После смерти Подебрада чеш. магнаты возвели на престол Владислава II Ягеллона [1471–1516, с 1490 также венг. король], а затем Людовика Ягеллона [1516–26, одновременно венг. король под именем Лайоша II], что привело к временному объединению чеш. земель и Словакии под властью единого монарха. В правление "Ягеллонов" в чеш. землях и Словакии падает значение королев. власти, резко ухудшается положение мелкого дворянства и цехового бюргерства, обостряется борьба между дворянством и городами. В дальнейшем наблюдается экономич. застой городов, а затем и их политич. упадок, снижаются темпы культурного развития. Эти социально-экономич. и культурные процессы были связаны с началом перехода в чеш. землях и Словакии ко "второму изданию крепостничества" в результате развития в дворянских имениях (велькостатках) произ-ва, основанного частично на барщинном, частично на наемном труде, а также начавшейся в 16 в. "революции цен". Вместе с тем успешно продолжало развиваться горнорудное произ-во. Стремление феодалов расширить поставки с.-х. продуктов на внеш. рынок предопределило увеличение крест. повинностей (особенно барщины), что привело к повышению производительности феод. поместий. Первоначально это способствовало росту товарности с. х-ва. Однако возросшее обнищание крестьянства изменило эту тенденцию. Отрыв части крестьянства от гор. рынка, антигор. политика крупного дворянства, а позже – жестокая фискальная эксплуатация городов Габсбургами, политика германизации и католич. реакции привели к общему экономич. упадку в чеш. землях и Словакии. В полной мере это проявилось в 17 в. Под влиянием "Крестьянской войны 1524–25" в Германии, в связи с общим ухудшением экономического положения, в чешских землях и Словакии обострилась классовая борьба: участие словацких крестьян в антифеод. "Дожи Дьёрдя восстании 1514", после подавления к-рого венг. феодалы юридически оформили закрепощение венг. и словацкого крестьянства (см. "Трипартитум"), нар. выступления в 1525 в Яхимовской и Теплицкой обл., "Словацкое восстание горняков 1525–26" и др. Упадок королев. власти ослабил чеш. земли и Словакию перед лицом тур. агрессии, приобретшей с сер. 15 в. угрожающие размеры для стран Центр. Европы, определил поражение венг.-чеш. войска в "Мохачской битве" (1526).

После прекращения (1526) династии Ягеллонов чеш. феодалы избрали королем австр. эрцгерцога Фердинанда Габсбурга [1526–64]. Чеш. земли стали (до 1918) составной частью монархии Габсбургов. Борьба за Словакию между претендентами на венг. престол – Я. Запольяи и Фердинандом Габсбургом, закончилась победой Габсбургов. В 1547 (как следствие австро-тур. войн 1532–33 и 1540–47) б. ч. Словакии в составе Венг. королевства перешла под власть Габсбургов. Юж. Словакия вместе с соответствующим районом Венг. королевства подпала под власть тур. феодалов, на плечи словацкого народа легли осн. тяготы антитур. борьбы. Существовавшие между империей Габсбургов и Осман. империей границы были закреплены Адрианопольским миром 1568, завершившим австро-тур. войну 1566–68. В адм. аппарате, городах, торговле чеш. земель и б. ч. Словакии (находившейся под властью Габсбургов) наблюдалось засилье нем. элемента, резко увеличился фискальный гнет. Это вызвало оппозицию части дворянства и бюргерства чеш. земель (объединившихся с религ. антикатолич. движением, важную роль в к-ром играла Община чеш. братьев; см. "Чешские братья"), распространение реформац. движения (лютеране, кальвинисты, последователи Чеш. братьев в Словакии). Первое открытое выступление в чеш. землях против Габсбургов (см. "Чешское восстание 1547") было ими подавлено. Решения "Кровавого сейма" (авг. 1547) упрочили власть Габсбургов, усилили проникновение нем. помещиков, крупных торговцев, предпринимателей, укрепили феод.-католич. реакцию в чеш. землях. Словаки в Габсбургской монархии подвергались двойному нац. гнету.

В нач. 17 в. обострилась борьба между оппозиц. течениями в чеш. землях и Габсбургами. Антикатолич. оппозиции (оформилась в сер. 16 в.) удалось добиться от имп. Рудольфа II [1576–1611] признания свободы вероисповедания для Общины чеш. братьев и лютеран (т. н. Грамота величества 1609). Однако при имп. Маттиасе [1611–19] началось наступление Габсбургов на привилегии чеш. земель. Вспыхнувшее в 1618 антигабсбургское "Чешское восстание 1618–20" явилось исходным пунктом "Тридцатилетней войны 1618–48".

Чешские земли и Словакия в начале 17 – конце 18 вв. Победа войск Габсбургов над чеш. сословиями в 1620 в битве на "Белой Горе" привела к потере чеш. землями политич. самостоятельности. Чеш. земли стали наследств. владениями Габсбургов. Права сословных сеймов были ограничены до минимума, гос. религией провозглашен католицизм, нем. яз. получил равные права с чешским, что вело к его фактич. преобладанию в адм. управлении, обществ. и культурной жизни. Усилившаяся эмиграция чеш. дворянства и мещан за границу (в результате зем. конфискаций, арестов и казней), с одной стороны, и приток дворян-иноземцев в чеш. земли – с другой, создали благоприятные предпосылки для денационализации чеш. дворянства и мещанства, их онемечивания в течение 17 – нач. 18 вв. Значительно сократилось население чеш. земель (к 1648 население Чехии уменьшилось с 1 млн. 700 тыс. чел. до 950 тыс. чел., Моравии – с 900 до 600 тыс. чел.). Не менее тяжелым было в 1-й пол. 17 в. и положение Словакии, включение терр. к-рой в состав империи Габсбургов завершилось в кон. 17 в. (по "Карловицкому миру 1699"). Словакия была ареной почти беспрерывных воен. столкновений между тур. и габсбургскими войсками (см. "Австро-турецкие войны" 16–18 вв.), а также антигабсбургских выступлений венг. дворянства: "Бочкаи Иштвана движение 1604–06", "Бетлена Габора движение 1619–26", Ракоци Дьёрдя I движение 1644–1645, "Тёкёя Имре движение 1678–85", "Ракоци Ференца II движение 1703–1711". Воен. действия, проходившие в 17 в. на терр. чеш. земель и Словакии, подорвали развитие производит. сил, ускорили упадок городов, ремесл. и с.-х. произ-ва. Усилилась феод. эксплуатация крестьянства. 2-я пол. 17 в. в чеш. землях и Словакии – время кульминации "второго издания крепостничества", усугублявшегося жестокой контрреформацией, проводившейся иезуитами насильственной рекатолизацией. Ответом на усиление феод. эксплуатации были многочисл. крест. восстания: в Вост. и Юж. Словакии (в 1631–32); восстание 1672 куруцев в Словакии; в Чехии (1680); "ходов" в Ю.-З. Чехии (1692–1693); куруцев в Сев. Словакии (1697); "горных хлопцев" в Ср. и Сев. Словакии (1711–13); "Чешское восстание 1775". Обеспокоенное размахом антифеод. движения, австр. пр-во предприняло попытки урегулировать крест. повинности законодат. путем (Патенты о барщине 1680, 1717, 1738, 1775). В кон. 17 в. в чеш. землях развивается вотчинная мануфактура (полотняная, суконная и др. текстильное произ-во), на рубеже 17–18 вв. – рассеянные мануфактуры (часто основанные представителями иностр. капитала), к сер. 18 в. появляется централизованная (текстильная и стекольная) мануфактура (гл. обр. в горных районах Сев. и Сев.-Вост. Чехии, в Моравии); чеш. стекольное произ-во в 1-й пол. 18 в. завоевало мн. европ. и заморские рынки. В Словакии, превращенной Габсбургами в аграрно-сырьевую базу для промышленно более развитых земель Габсбургской монархии, уровень развития пром. произ-ва отставал от чеш. земель (лишь во 2-й пол. 18 в. появились капиталистич. мануфактуры). Развитие капиталистич. элементов в экономике чеш. земель и Словакии во 2-й пол. 18 в. проходило в условиях усиления абсолютистского режима Габсбургской монархии. Реформами Марии Терезии [1740–1780] были ликвидированы остатки самостоят. чеш. государства (1749), созданы общие для чеш. и австр. земель адм. органы власти, все управление фактически сосредоточилось в руках бюрократич. органов – губерниумов (позднее – наместничеств), нем. яз. был объявлен офиц. яз. Габсб. монархии (в Словакии до 1848 офиц. яз. был латинский). Централизация Габсбургской монархии сопровождалась усилением германизации чешского и мадьяризации словацкого населения.

Развитие капиталистических отношений в чешских землях и Словакии. Национальное возрождение (кон. 18 – сер. 19 вв.). В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. в с. х-ве и пром-сти чеш. земель, а в 40-е гг. 19 в.– в Словакии происходит подъем производит. сил, ускоривший разложение феод. строя и создавший более благоприятные условия для капиталистич. предпринимательства. Экономич. и социальному развитию в чеш. землях и Словакии в известной степени способствовали реформы Иосифа II [1780–90]. Ликвидация личной зависимости крестьян (Патентом о подданных в 1781 в чеш. землях, а в 1785 – в Словакии) усилила приток сел. населения в города. Патент о веротерпимости (1781) облегчил переселение из протестантских стран мастеров-ремесленников, различных специалистов. Основой начавшегося в чеш. землях в первые десятилетия 19 в. пром. переворота (первоначально охватил текстильное произ-во, в 30-е гг. 19 в. – металлургию, стекольную, пищевую пром-сть) послужила централизованная мануфактура. Появились новые отрасли пром-сти (машиностроение, сахароварение, химич. и др.), выросла сеть шоссейных и жел. дорог, сложились крупные пром. центры (Прага, Брно, Либерец и др.), увеличилась численность населения (за 1785–1840 на 50%, к 1840 население в чеш. землях составляло св. 6 млн. чел.). В Словакии пром. переворот начался в 40-е гг. 19 в. в пищевой, бумажной промышленности и металлургии.

В 30–40-х гг. 19 в. в чеш. землях, а с сер. 19 в. в Словакии усиливается процесс формирования новых классов – пром. буржуазии (преим. немецкой в чеш. землях, немецкой и венгерской в Словакии), фабричного и с.-х. пролетариата. В 1-й пол. 19 в. продолжалась антифеод. борьба крестьян (вооруж. выступления словацких крестьян в 1818–20, восстание в Моравии в 1821, "Словацкое крестьянское восстание 1831", выступления в Чехии в 1831), происходили стихийные выступления рабочих (1830, 1843, 1844). Переход от феодализма к капитализму сопровождался возникновением и развитием нац.-освободит. движений, в основе к-рых лежал процесс формирования чеш. и словацкой бурж. наций (см. ст. "Чехи", "Словаки"). Этот процесс проходил в условиях нац. угнетения чеш. и словацкого народов и был неразрывно связан с их борьбой против насильственной (соответственно) германизации и мадьяризации, за развитие родного языка, лит-ры, науки и искусства. Период кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. получил в чехословацкой историографии назв. "Нац. возрождения", а представители чеш. и словацкой интеллигенции, сыгравшие решающую роль в становлении нац. самосознания и создании нац. культуры, – ""будителей"". Значит. воздействие на развитие нац. движения и формирование его идеологии оказали Великая франц. революция, "наполеоновские войны" 1799–1814, распространившиеся с нач. 19 в. идеи романтизма, революция 1830 во Франции, "польское восстание 1830–31", в к-ром приняли активное участие представители чешского и словацкого нац. движений. На первом этапе (кон. 18 – нач. 19 вв.) нац. движения на терр. Ч. были проникнуты идеями Просвещения, возрождения нац. языков, науки и культуры как гл. основы для сохранения и развития самобытности чешского и словацкого народов. Выдающимися деятелями начального этапа "Нац. возрождения" были: в чеш. землях – издатель В. М. Крамериус, историки и филологи Г. Добнер, В. Дурих, Й. "Добровский", Ф. "Пельцль", а затем – Й. "Юнгман", Ф. "Палацкий", П. Й. "Шафарик", Ф. Л. Челаковский и др., в Словакии – литераторы А. Бернолак, Ю. Фандли, Й. И. Байза, затем – Ю. Палькович, Я. Голлы, М. Гамуляк, К. Кузмани и др. Опорой деятельности "будителей" были нар. массы, являвшиеся хранителями нац. яз. и прогрессивных традиций нац. культуры. В кон. 18 – нач. 19 вв. возник ряд. учреждений, ставших центрами развития чеш. и словацкой нац. культуры, – Чеш. королев. об-во наук (1784), Словацкое ученое товарищество (1793) и др. В чешском и словацком нац. движениях шел процесс формирования нац. идеологии. Важную роль в нем играла идея "слав. взаимности", сформулированная Я. "Колларом" и отвечавшая потребностям чешского и словацкого нац. движений, видевших в родственных слав. народах, прежде всего – в русском, естественных союзников в борьбе против нац. угнетения. Идея "слав. взаимности" способствовала укреплению словацко-чеш. связей, сотрудничества чешского и словацкого нац. движений. На следующем этапе (30–40-е гг. 19 в.), в обстановке обострения противоречий между развивавшимся капитализмом и феод.-абсолютистским режимом, нараставшей борьбы с нац. гнетом чеш. и словацкого нац. движения начинают принимать политич. характер, в них вовлекаются нар. массы. В чеш. землях и Словакии создаются науч. и нац.-просветит. об-ва (в 1831 осн. {HREF="Матица чешска

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia