Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Черняховская культура





ЧЕРНЯХÓВСКАЯ КУЛЬТУ́РА – археол. культура в лесостепи и степи от Ниж. Подунавья на 3. до левых притоков Днепра на В. Представлена множеством поселений и могильников. Названа по селу Черняхов (Кагарлыкский р-н Киевской обл.), у к-рого в 1900–01 В. В. Хвойка раскопал могильник. На терр. Румынии Ч. к. именуется Сынтана-де-Муреш – Черняхов. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Осн. поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Одни ученые датируют Ч. к. рубежом 2–3 – рубежом 4–5 вв. н. э. (эта дата наиболее обоснована), другие – 2–7 вв. Оседлоземледельч., скотоводческие племена Ч. к. жили в больших неукрепленных поселениях; жилища – наземные и землянки – располагались рядами. Так, например, в верх. Поднестровье преобладали землянки, в Ср. и Ниж. Поднестровье – наземные дома. Площадь нек-рых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Для Ч. к. характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена Ч. к. торговали с ближайшими антич. центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. Импортные предметы (амфоры, в к-рых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже – краснолаковые сосуды) – целые и в обломках – обнаружены на всех памятниках, в жилищах и могильниках рядовых общинников. Племена Ч. к. обычно использовали римскую монету во внеш. и внутр. торговле. Многие черты Ч. к. сложились под влиянием позднеантичной культуры. Для погребального обряда наиболее характерно сочетание трупосожжений с трупоположениями. В поздних могильниках преобладали трупоположения, наблюдался и полный моноритуализм, хотя нек-рые поздние могильники (Рыжевка и Компанийцы) содержат гл. обр. трупосожжения. Обществ. строй – сочетание родоплеменных и раннеклас. отношений; нек-рые межплеменные союзы перерастали в гос. образования (держава Германариха). Большинство исследователей считает, что Ч. к. создана племенами разл. этнич. происхождения [карпо-даки, сарматы, германцы, поздние скифы и венеды (славяне)], упоминаемыми древними авторами на терр. распространения Ч. к. Мнение о многоэтничности Ч. к. опирается, в частности, на наличие в ней локальных особенностей (в домостроительстве, керамике, погребальном обряде) в Карпато-Днестровье, Верх. Поднестровье, на Волыни, в Причерноморье и др. Нек-рые ученые (М. И. Артамонов, М. А. Тиханова, Ю. В. Кухаренко, В. В. Кропоткин) полагают, что предпосылкой формирования Ч. к. являлось образование межплеменных союзов, возглавленных ютами. Другие (Е. В. Махно, Э. А. Сымонович) – что Ч. к. создана слав. племенами. Наиболее обосновано мнение, что племена Ч. к. были рассеяны и уничтожены союзом племен во главе с гуннами (в кон. 4 в. н. э.), однако есть точка зрения о перерастании Ч. к. в др.-рус. культуру.

Лит.: Черняховская культура, М., 1960 (МИА, № 82); Древности эпохи сложения восточного славянства, М., 1964 (МИА, № 116); История и археология юго-зап. областей СССР начала нашей эры, М., 1967 (МИА, № 139).

Э. А. Рикман. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia