Церковные соборы
Однако критерии для отнесения собора к вселенским или к поместным в действительности не столь четки. После "разделения церквей" папство, возобновившее съезды высш. духовенства католич. церкви, продолжало именовать их "вселенскими" (хотя православное духовенство в них не участвовало). Православная церковь признает вселенскими лишь первые 7 соборов, Эфесский собор 449, по существу вселенский, ни православием, ни католицизмом таковым не признается. В ряде случаев каноны, вошедшие в состав общецерк. законодательства, признанные и православной и католич. церквами важным источником канонич. права, исходили не от вселенских, а от поместных соборов (правила Анкирского собора 314315, Гангрского собора ок. 340, Лаодикейского собора 364 и нек-рых др. поместных соборов). В Русском гос-ве, особенно в 1517 вв., постоянно созывались поместные соборы (хотя формально они так не назывались); в числе важнейших "Стоглавый собор" 1551 и собор 166667, осудивший "раскол".
Вселенские соборы 49 вв. созывались императором Вост. Рим. империи (Византии) и проходили под председательством его или его представителя. В Византии к 12 в. сложилась особая форма Ц. с. "собор пребывающий": постоянно действующее учреждение, состоявшее из живших в Константинополе епископов и диаконов Константинопольской церкви св. Софии. По типу "собора пребывающего" были созданы в России соборы при "патриархах", а в 1721 "Синод". Т. н. вселенские соборы, созывавшиеся с 12 в. католич. церковью, проходили под руководством рим. папы; в них участвовали, помимо епископов, аббаты, богословы, представители светских властей (однако в силу ист. условий воздействие светских властей на Ц. с. католич. церкви менее заметно, чем на Ц. с. православной церкви). Православная церковь, в отличие от католической, не созывала соборов, к-рые бы она называла вселенскими (см. "Православная церковь"). В православной церкви собор признается выше патриарха, к-рый (несмотря на право председательствования, ряд привилегий и моральный авторитет) рассматривается как "первый среди равных". В католич. церкви проводится монархич. принцип: авторитет папы выше авторитета вселенских соборов. В период укрепления в Европе централизованных нац. гос-в возникло в кон. 14 нач. 15 вв. "соборное движение", отстаивавшее принцип верховенства вселенских соборов над папой, но оно потерпело поражение; "Тридентский собор" 154563, созванный в период "Контрреформации", закрепил верховную власть папства в церкви. В дальнейшем папы ограничили состав участников вселенских соборов (епископы, главы монашеских орденов, представители конгрегаций). Стремление католич. нац. церквей к независимости от папства проявилось на поместных Ц. с. (так, созванный франц. духовенством собор 1682 принял "Декларацию галликанского духовенства", см. "Галликанство"). С 16 в. до 2-й пол. 19 в. папство вселенские соборы не созывало. Вновь был организован вселенский собор католич. церкви лишь в 186970 (1-й Ватиканский собор, см. "Ватиканский собор 186970"). В 196265 был созван 2-й Ватиканский собор.
Еще в энциклопедиях

(580)

(505)