ХИЛИÁЗМ (от греч. γιλιάς тысяча),
милленаризм (от лат. mille тысяча), религ. учение о тысячелетнем "царстве божьем" на земле, к-рое должно предшествовать концу мира. Хилиастич. идеи в своеобразной форме выражали надежды угнетенных слоев
общества на компенсацию социальной несправедливости, и не в "царстве небесном", а на земле. Начало X. восходит к иудейскому вероучению о
"мессии", к-рый якобы явится на землю, уничтожит зло и установит справедливый миропорядок, воскресшие праведники получат тысячекратное воздаяние за свои муки. Дальнейшее развитие X. получил в раннем христианстве. Хилиастич. мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике раннехрист. лит-ры
"Апокалипсисе". X. широко распространился во 2 в. в малоазийских провинциях Рим. империи. Хилиастами были Папий, епископ Гиерапольский, гностик Керинф, Юстин Мученик, Иреней Лионский и др. Хилиастич. воззрений придерживались
"монтанисты" (в т. ч. Тертуллиан). После того как христианство стало гос. религией Рим. империи (4 в.), сложившаяся христ. церковь, усмотрев в X. идеологию, враждебную существовавшему миропорядку, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков.
X. вновь получил широкое распространение в Европе в ср. века, став частью мн. еретич. учений ("иоахимитов", "апостоликов"), выражавших антифеод. настроения крест.-плебейских масс. X. пронизывает ереси. В большинстве случаев проповедь хилиастов носила характер пассивного социального протеста. Лишь в периоды широких нар. движений X. становился более действенным: выдвигалась мысль об установлении "царства божьего" на земле с помощью оружия. Таков был X. в период гуситских войн (15 в.) у "таборитов", в эпоху Реформации у анабаптистов (см. "Мюнстерская коммуна" 153435), в период англ. бурж. революции 17 в. у ""людей пятой монархии"". Хилиастич. настроения в дальнейшем прослеживаются в сектантских воззрениях, отражающих идеологию, психологию мелкой буржуазии (X. проповедуют, напр., "адвентисты", иеговисты).
Б. Я. Ромм. Ленинград.