Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Флот военно-морской





ФЛОТ ВОÉННО-МОРСКÓЙ (ВМФ) – вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и морских театрах воен. действий; в нек-рых гос-вах наз. военно-мор. силами (ВМС). ВМФ выполняет задачи как самостоятельно, так и совместно с др. видами вооруж. сил. Гл. свойства ВМФ – большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая маневренность корабельных и авиац. группировок, большой пространств. размах действий, способность скрытно развертывать свои подводные лодки и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений. Организационно делится на флоты и флотилии.

Зарождение ВМФ относится к эпохе рабовладельч. общества (Др. Египет, Финикия, Др. Греция, Др. Рим и др.), когда начало развиваться мореплавание. Флоты состояли из гребных судов, осн. типами к-рых в Др. Греции и Др. Риме были: триера (в Др. Риме – трирема) – судно с 3 рядами весел, расположенных один над другим, и пентера (в Др. Риме – пентерема) – судно с 5 рядами весел. В 1 в. до н. э. в рим. флоте появились легкие маневренные суда с одним рядом весел – либурны. Боевые действия гребных судов сводились к сближению с судами противника и нанесению им таранного удара или высадке на них абордажных групп, к-рые вели бой холодным оружием. Применялось также метательное оружие (лук и стрелы, дротики), а с 1 в. до н. э. использовались метательные машины (баллисты и катапульты).

В период раннего феодализма (до 11 в.) ВМФ существенного развития не получил. В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного судна – галеру. В 6–9 вв. вост. славяне, ведя борьбу с Византией, совершали походы через Черное м. (в 7 в. и через Средиземное м.) на парусно-гребных челнах, способных плавать по рекам и в море. В 7–8 вв. норманны строили легкие беспалубные парусно-гребные суда (драккары), имевшие мачту и рей для прямого паруса. Их длина достигала 30–40 м (до 32 пар весел), число воинов (они же гребцы) – 100–150 чел. В 9 в. с расширением набегов норманнов на Англию и др. страны размеры судов увеличились; на корме и в носовой части сооружались надстройки для десантных отрядов. К кон. 10 в., когда Венеция установила свое монопольное господство в Адриатике и стала посредником в торговле Зап. Европы с Востоком, возникла необходимость защиты торг. судоходства от пиратов и венецианцы создали сильный ВМФ. В 11–12 вв. возникают флоты Генуи и др. итал. гос-в, затем Франции, Испании и др. Осн. типом воен. корабля была галера (длина 25 м, ширина 10 м, высота надводного борта 1,5–2 м). Галеры имели 25–30 пар весел, на каждом из к-рых работало 3–5 гребцов из невольников, каторжников и частично наемников. Боевой экипаж состоял из 50–100 чел., вооруженных холодным и метательным оружием. При попутном ветре использовался парус. В кон. 10 – нач. 11 вв. создаются парусные суда (нефы). В 11–12 вв. появляются средства навигации– компас, мор. карты, секстан, что позволило совершать длит. плавания в открытом море. Начался переход от гребного к парусному флоту, завершившийся к сер. 17 в. (до 19 в. гребные суда сохранялись лишь в России и Швеции). Развитие мор. торговли привело к образованию во 2-й пол. 13 в. в Сев. Германии торг. союза приморских городов – "Ганзы", к-рая для защиты своего судоходства создала сильный парусный ВМФ. Воен. суда этого флота – "когги" имели: длину 40 м, ширину 10 м, водоизмещение до 800 т, скорость хода ок. 8 узлов, экипаж до 250 чел.; у "когги" было 2 палубы, 3 мачты и вместительные трюмы. Переход к парусному флоту и его совершенствование расширили возможности дальних плаваний, что создало условия в 15 в. для "Великих географических открытий". Распространение огнестрельного оружия привело к вооружению (с 16 в.) парусных судов артиллерией. Однако тактика парусных флотов вначале сохраняла черты тактики гребного флота – сближение вплотную с противником при использовании огня артиллерии и абордажные бои.

В кон. 16 – нач. 17 вв. в Англии, Испании, Франции и др. странах возникают постоянные регулярные воен. флоты под единым управлением адмиралтейств, а для строительства кораблей создаются гос. верфи. В 16–18 вв. между Англией, Голландией, Испанией и Францией развернулась борьба за господство на море и колонии, в ходе к-рой к сер. 18 в. Великобритания, создавшая сильный ВМФ, стала первой в мире мор. державой. В нач. 18 в. Петр I создал регулярный "русский военно-морской флот" и Россия выдвинулась в число крупных мор. держав. В 17–18 вв. происходит быстрое развитие корабельной артиллерии, к-рая становится гл. оружием в мор. бою, на кораблях увеличивается число пушек, размещаемых на 2–3 палубах у бортовых амбразур, происходят изменения в боевом составе флотов, их организации и тактике, на основе чего зарождается классификация воен. кораблей. Сначала в Великобритании (1651), а затем в др. странах корабли были разделены на 6 рангов: 1–3-й ранги – линейные корабли (44–100 орудий) для ведения арт. боя в линии; 4–5-й ранги – фрегаты (с меньшим числом орудий) для разведки и самостоят. действий против торг. судоходства противника; 6-й ранг – посыльные и вспомогат. суда. Линейные корабли объединялись в эскадры, к-рые делились на 3 отряда (дивизии): авангард, центр и арьергард. Отряды вели бой в линии баталии (кильватерной колонны), стремясь подойти к противнику с наветренной стороны и поражать его арт. огнем. Утвердилась линейная тактика мор. боя. В боевых столкновениях применялись также брандеры (суда, нагруженные горючими и взрывчатыми материалами), а при известных условиях и абордаж.

Достижения в области техники в 18 в. создали условия для развития воен. кораблестроения. Водоизмещение линейных кораблей достигло 3–4 тыс. т, число орудий – 120–125. Бронзовые орудия заменялись чугунными, возросли их скорострельность (1 выстрел в 3 мин.) и дальность стрельбы (до 600 м). Большая эффективность корабельной артиллерии и усовершенствование кораблей обусловили во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. переход от линейной тактики к маневренной, к-рая была успешно применена рус. флотоводцами Г. А. "Спиридовым" и Ф. Ф. "Ушаковым", англ. флотоводцем Г. "Нельсоном" и принята в др. флотах.

Дальнейший технич. прогресс позволил в 1-й пол. 19 в. перейти к строительству боевых кораблей с паровыми двигателями. В 1824 впервые в боевых действиях принял участие англ. пароход "Лайтнинг". Несколько позже в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), появились парусно-паровые пароходофрегаты (водоиз- мещение до 1400 т, скорость 8–9 узлов, вооружение 16–28 орудий), использовавшиеся для разведки, связи и буксировки парусных кораблей. В 1836–1837 вместо колесных пароходов началось строительство винтовых. На вооружение флотов стали поступать бомбические пушки калибром до 80 фунтов (220 мм), к-рые имели большую разрушит. силу. В 1-й пол. 19 в. в рус. флоте появилось минное оружие.

Во время "Крымской войны 1853–56" выявилось большое преимущество паровых кораблей перед парусными, и после войны завершился переход от парусного флота к паровому. Произошло дальнейшее усиление артиллерии (корабли стали вооружаться гладкоствольными орудиями калибром до 406 мм), в связи с чем появились броненосцы с броней толщиной до 610 мм, к-рые во 2-й пол. 19 в. стали гл. ударной силой флотов для борьбы с броненосцами противника и береговыми укреплениями. Переход к паровому флоту усилил привязанность флота к берегу и базам ввиду необходимости пополнения запасов топлива, боеприпасов и проведения ремонта механизмов. Развитие минного оружия и появление самодвижущейся мины – торпеды привело к зарождению миноносцев и минных заградителей. В процессе совершенствования кораблестроения видоизменялось расположение артиллерии: вместо бортовых орудий – казематные, барбетные и башенные арт. установки. В 90-х гг. появился класс эскадренных броненосцев (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16–18 узлов), вооруженных 4 305-мм орудиями, 6 и более 152-мм орудиями и имевших броневой пояс 300–450 мм. Для ведения разведки и действий на коммуникациях предназначались крейсера, имевшие меньшее вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. В 1900 в США началось строительство подводных лодок (их проекты создавались еще в 18–19 вв.), к-рое вскоре развернулось и в др. странах. На кораблях появились первые радиостанции.

Броненосные и минно-торпедные корабли получили широкое применение во время "русско-японской войны 1904–05", опыт к-рой выявил необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и арт. оружия; наметились основы тактики мор. боя с участием большого числа броненосных кораблей; определилась необходимость организации дозоров, разведки и траления в целях обеспечения благоприятного режима в районе своих баз. Во время войны был получен опыт широких минных постановок, действий крейсеров на коммуникациях, перевозок войск и высадки десантов, ночных действий миноносцев, обороны воен.-мор. базы и ведения противоблокадных действий и т. д. После войны началась гонка мор. вооружений. При этом первостепенное значение придавалось созданию крупных кораблей с сильным арт. вооружением, на к-рые возлагалась задача добиться решающей победы в генеральном сражении, завоевать господство на море и тем самым предрешить исход всей войны. Вместо эскадренных броненосцев с 4 крупнокалиберными орудиями с 1906 началось строительство линейных кораблей – дредноутов, вооруженных 10–12 орудиями калибра 254–305 мм и защищенных мощной броней. Для ведения разведки, отражения атак эскадренных миноносцев (эсминцев) и нарушения мор. коммуникаций начали строиться быстроходные легкие крейсера. Совершенствовались эсминцы, предназначавшиеся как для ночных атак крупных кораблей, так и для участия в генеральном сражении вместе с линейными кораблями. Получили развитие минные заградители, были созданы тральщики, значительно усовершенствованы подводные лодки, к-рые предназначались для уничтожения надводных кораблей и торг. судов противника, для ведения разведки и постановки минных заграждений у берегов противника. Накануне 1-й мировой войны 1914–18 были созданы первые гидросамолеты и авиатранспорты (на неск. самолетов).

Большое развитие получил ВМФ в ходе "Первой мировой войны 1914–18" и после нее.

По мере присоединения к воюющим коалициям Турции, Италии, США и др. и вступления в строй строившихся кораблей численность корабельного состава, участвовавшего в войне, значительно возросла. Всего в боевых действиях участвовало св. 2900 боевых кораблей. Основой боевой мощи флотов считались крупные надводные корабли – линкоры и линейные крейсера (водоизмещением до 35 тыс. т) с мощными артиллерией (калибра до 381 мм) и броней (до 356 мм). В ходе войны на этих кораблях начали устанавливать зенитные орудия. Большое развитие получили эсминцы (водоизмещение до 2 тыс. т, скорость хода 38 узлов), к-рые стали наиболее многочисл. и универсальными кораблями. Были усовершенствованы минные заградители и тральщики, численность к-рых резко возросла. Видное место в составе всех флотов (особенно германского) заняли подводные лодки. Установилась их классификация – деление на большие (водоизмещением до 1900 т), средние (до 940 т) и малые (до 600 т), увеличились дальность плавания (до 5500 миль), скорость хода (надводная до 18, подводная до 9–10 узлов), число торпедных аппаратов (до 6). Подводные лодки оказались эффективным средством нарушения коммуникаций и ударов по боевым кораблям и превратились в самостоят. род сил флота, способный решать не только тактические, но и оперативно-стратегич. задачи. Они уничтожили 192 боевых корабля, в т. ч. 12 линкоров, 23 крейсера, 39 эсминцев и др. Общие потери торг. флота всех стран от действий подводных лодок составили ок. 6 тыс. судов (14 млн. регистровых брутто-т). Повышение активности подводных лодок вызвало появление средств борьбы с ними: были выделены легкие силы флота, применены противолодочные мины, сети, спец. снаряды и гидроакустич. средства поиска. Для поиска и уничтожения подводных лодок Антанта и США привлекли в 1918 ок. 5000 кораблей различных классов, 2000 самолетов и дирижабли. В ходе войны появились новые классы и подклассы боевых кораблей: авианосцы, сторожевые и патрульные корабли, торпедные и арт. катера. Впервые в боевых действиях на море начала участвовать мор. авиация, к-рая вела разведку и корректировку арт. огня, наносила бомбовые и торпедные удары по кораблям и базам. В результате флоты стали превращаться в объединения разнородных сил при доминирующем положении надводных сил.

Во время 1-й мировой войны воен. действия распространились на все моря и океаны. В ходе их было уничтожено ок. 1250 боевых кораблей (37 линейных кораблей и линейных крейсеров, 58 крейсеров, 265 эсминцев и миноносцев, 270 подводных лодок и др.) и ок. 17 млн. т торг. тоннажа. Наряду с развитием повседневной боевой деятельности флотов зародилась новая форма боевых действий – мор. операция, под к-рой понимались согласованные, объединенные единым замыслом и планом действия разнородных сил флота в определенный короткий промежуток времени, направленные на достижение оперативной или стратегии, цели.

В 20–30-е гг. развернулось широкое строительство ВМФ. Усиленное строительство линкоров (водоизмещением 35–45 тыс. т) и крупных авианосцев (водоизмещением до 22 тыс. т) началось в США, Великобритании и Японии, а также в фаш. Германии. Рост корабельного состава флотов и мор. авиации сопровождался их дальнейшим совершенствованием и зарождением новых видов оружия и технич. средств флота – мор. авиации, артиллерии, минно-торпедного оружия, гидроакустич. средств обнаружения, радиолокации. В условиях угрозы империалистич. агрессии СССР уделял большое внимание развитию "Советского Военно-Морского Флота", к-рый за годы довоен. пятилеток превратился в мощную силу.

Во время "Второй мировой войны 1939–45" воен. действия распространились на все морские и океанские театры. В них приняли участие флоты Германии, Великобритании (с доминионами), Франции, Италии, СССР, Японии и США, а также флоты Польши, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Греции, Румынии, Югославии, Финляндии и др. стран.

Всего в составе флотов к моменту их вступления в войну насчитывалось ок. 1700 кораблей осн. классов. Если учесть св. 3500 кораблей, построенных в годы войны, то всего в боевых действиях участвовало более 5000 кораблей осн. классов. Кроме того, в войне приняло участие огромное число средних и малых кораблей др. классов (корветы, фрегаты, сторожевые корабли, патрульные суда, тральщики, минные заградители, охотники за подводными лодками, катера всех типов, десантные корабли, вспомогательные и специальные корабли и суда).

Воен. действия на море развивались в двух осн. направлениях. Первое включало боевые действия по нарушению океанско-морских коммуникаций, к-рые являлись одним из осн. звеньев, обеспечивающих развертывание и использование воен.-экономич. потенциала воевавших стран и поддержание минимально необходимого жизненного уровня гражд. населения.

За время войны через Атлантич. ок. и прилегающие к нему моря прошло 11 500 конвоев союзников, в составе к-рых насчитывалось ок. 250 тыс. судов. Важное место в мор. перевозках занимала переброска войск. Из США через порты Атлантич. ок. было отправлено 4,5 млн. чел. и через порты Тихого ок. – 2,5 млн. чел. На нарушение этих перевозок были направлены осн. усилия нем.-фаш. флота (гл. обр. подводных лодок). В связи с тем, что вооруж. силы Великобритании и США в течение ряда лет не вели боевых действий на сухопутном фронте против фаш. Германии, англо-амер. командование смогло привлечь к защите своих коммуникаций огромные силы: св. 30 авианосцев, ок. 3500 эсминцев, эскортных и др. кораблей, св. 2500 самолетов берегового базирования.

Др. важнейшим направлением воен. действий на море было участие флотов в действиях против береговых объектов противника и в обороне своего побережья от воздействия с моря. За годы войны зап. союзниками было высажено св. 600 десантов, в т. ч. ряд крупных (в Сев. Африке, Италии, Франции, на островах Тихого ок.); 110 десантов было высажено Сов. ВМФ. Широкие масштабы имели эвакуации войск морем (английских – из Норвегии, Бельгии, Греции, с о. Крит. американских – с Филиппинских островов, немецких – из Туниса, Крыма, Курляндии и т. п.).

В интересах защиты мор. коммуникаций и высадки десантов неоднократно проводились крупные операции по уничтожению сил флота противника в море и базах (налет англ. авиации на Таранто в нояб. 1940, бой у мыса Матапан между англ. и итал. флотами в марте 1941, операция англ. флота против герм. линкора "Бисмарк" в мае 1941, операция япон. флота против флота США в Пёрл-Харборе в дек. 1941 и др.).

В результате расширения масштабов воен. действий на море возросла потребность в кораблях и самолетах, увеличилось взаимодействие разнородных сил флота, усилилась напряженность боевых действий флотов, усложнились мероприятия по их обеспечению. Широкое развитие получила мор. операция, подготавливаемая и проводимая на основе заранее разработанного замысла и плана, тщательной разведки и всесторонней организации взаимодействия между группировками сил. Утвердилась теория ведения операций по нарушению мор. сообщений, десантных и противодесантных операций и операций по уничтожению сил противника в море и в базах и др. Одновременно формировалась теория планирования и ведения систематич. боевой деятельности различных родов сил флота и организации всех видов обороны (ПВО, противолодочной и противоминной обороны). Большое развитие получили теория и практика взаимодействия объединений ВМФ с объединениями сухопутных войск, ВВС и войск ПВО, а также взаимодействие флотов двух и более гос-в, входивших в одну коалицию с общими органами управления.

Большое влияние на боевую деятельность флотов оказала авиация. Ее рост и совершенствование расширили возможности нанесения ударов по надводным боевым кораблям и транспортам в море и в базах, по портовым сооружениям, складам, подъездным путям. Если во время 1-й мировой войны удельный вес кораблей, потопленных авиацией, составлял ок. 2%, то во время 2-й мировой войны из общего числа погибших линейных кораблей авиацией было потоплено 35,5%, авианосцев – 41,7%, крейсеров – 28,4%, эсминцев и миноносцев – 27,5%. Исключительно важную роль авиация играла во всех десантных операциях (напр., в Нормандской десантной операции 1944 участвовало 14 300 самолетов союзников), в обеспечении эвакуации войск. Авиация берегового базирования производила скрытные постановки мин в водах противника. Особое значение имела авианосная авиация, применение к-рой позволило распространить возд. угрозу флоту противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил и отд. корабли, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника, и наоборот, корабли, лишенные такого прикрытия, стали уязвимыми целями для береговой и авианосной авиации. Под влиянием этого фактора уже в ходе войны резко снизилось значение линейных кораблей и тяжелых крейсеров с арт. вооружением. Использование авианосной авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга вне досягаемости корабельной артиллерии. Возросли значение и количество авианосцев, особенно в составе флота США. Если в начале войны в нем было лишь 8 легких, тяжелых и эскортных авианосцев, то к концу 1944, несмотря на потери, числилось 32 легких и тяжелых и св. 90 эскортных авианосцев; кроме того, 20 находились в постройке. Существенное влияние авиация оказала и на роль надводных торпедных кораблей. Если во время 1-й мировой войны они активно участвовали в мор. боях, применяя торпедное оружие, то во время 2-й мировой войны возможности атак с применением торпед со сравнительно небольших дистанций резко сократились и торпедные корабли стали чаще использоваться для противолодочного и противовозд. охранения авианосцев, соединений надводных кораблей и конвоев и для поддержки мор. десантов.

Большой размах приняло строительство подводных лодок. Если к началу войны в составе иностр. ВМФ было 468 подводных лодок, то за время войны их было построено еще 1669, в т. ч. 1131 – в Германии. Подводные лодки явились наиболее эффективным средством уничтожения торг. судов. Из общих потерь торг. флота (ок. 36 млн. регистровых брутто-т) они потопили 60% (св. 22 млн. т). Кроме того, подводными лодками было потоплено 3 линкора, 17 авианосцев, 32 крейсера, св. 250 эсминцев, фрегатов и др. противолодочных кораблей. 75 подводных лодок, а также повреждено 12 линкоров, 9 авианосцев и 22 крейсера. Все флоты понесли значит. потери на минах, поставленных подводными лодками.

Во время 2-й мировой войны изменилась роль различных видов оружия и технич. средств флота. Арт. оружие, являвшееся в прошлом осн. средством поражения надводных кораблей, утратило это значение и стало осн. средством подавления полевой и береговой артиллерии в ходе десантных операций. Вместе с тем резко возросла роль зенитной артиллерии. Важное значение сохранило торпедное оружие, особенно подводных лодок, к-рым было потоплено 45 линкоров и крейсеров, 19 авианосцев, 208 эсминцев и др. эскортных кораблей и 5039 торг. судов. Намного возросли масштабы использования минного оружия. Если во время 1-й мировой войны было выставлено 308 тыс. мин, то во время 2-й мировой войны – ок. 800 тыс. мин. Кроме якорных мин с ударными (контактными) взрывателями, нашли широкое применение неконтактные мины с магнитными, акустич. и комбинированными взрывателями. Появление новых видов оружия вызвало к жизни новые средства защиты и обороны. В целях борьбы с новыми типами мин и защиты от них были созданы электромагнитные и акустич. тралы, введено размагничивание корпусов кораблей; акустич. самонаводящимся торпедам было противопоставлено спец. буксируемое шумящее в воде устройство, отвлекавшее торпеду на себя. Получили дальнейшее развитие гидроакустич. средства обнаружения подводных и надводных целей, стали широко применяться радиолокаторы на кораблях и самолетах, что позволило наносить удары по противнику ночью и в условиях плохой видимости. Увеличились возможности радиосвязи, радиоперехвата, радиопеленгования и опознавания (система "свой – чужой").

Возросло значение штабов как органов управления флотами, повысилось значение разведки и всех др. видов обеспечения боевых действий ВМФ. Широкое развитие получила система обеспечения ВМФ плавучими и передовыми стационарными базами, во многих случаях предвоен. воен.-мор. базы стали играть роль тыловых баз.

Большую и активную роль в войне играл торг. флот, к-рый понес значит. потери. Страны антигитлеровской коалиции и нейтральные страны потеряли 5160 торг. судов общим тоннажем 21,6 млн. т, в т. ч. Великобритания – 11,3 млн. т, США – 3,3 млн. т. С учетом навигац. потерь общие потери составили 6470 судов общим тоннажем 24,3 млн. т. Страны гитлеровской коалиции потеряли торг. суда общим тоннажем ок. 15 млн. т; из них Япония – св. 8 млн. т. Однако развитая экономика позволила воевавшим гос-вам, особенно антигитлеровской коалиции, развернуть судостроит. пром-сть и не только восполнить потери в тоннаже, но и увеличить его в ходе войны.

В послевоен. период гл. особенностями развития ВМФ крупнейших мор. держав, в т. ч. и Сов. ВМФ, явились оснащение осн. родов сил (надводных кораблей, подводных лодок и авиации) новыми видами оружия, прежде всего ракетно-ядерного, внедрение атомных энергетич. установок, широкое применение радио- электроники и др. научно-технич. достижений в кораблестроении. Современный ВМФ имеет все средства ведения войны, к-рыми располагают вооруж. силы гос-в в целом, что делает его способным выполнять широкий круг оперативно-стратегич. задач в войне. Осн. задачами ВМФ являются: уничтожение наземных объектов противника и сил его флота на море и в базах, поддержка сухопутных войск на сухопутных театрах воен. действий, высадка мор. десантов и отражение десантов противника, нарушение океанских и мор. вражеских коммуникаций и защита своих.

Под влиянием научно-технич. революции в воен. деле изменилась роль родов сил флота. На первое место по ударной силе и значению вышли атомные подводные лодки, вооруженные дальнобойными ракетами с подводным стартом и самонаводящимися торпедами. Атомные двигатели обеспечили подводной лодке возможность совершать длительные скрытные плавания на больших глубинах с большими скоростями и в течение продолжит. времени находиться в море без пополнения материальных средств, причем эта продолжительность определяется в значит. мере физич. и психологич. возможностями экипажей. Атомные ракетные лодки способны поражать с больших расстояний как морские цели, так и важные объекты, расположенные на побережье и в тылу противника. Надводные корабли предназначаются для поиска и уничтожения подводных лодок противника, борьбы с его надводными кораблями, высадки мор. десантов, поддержки сухопутных войск и др. В ВМС США большая роль отводится ударным авианосцам. На вооружении надводных кораблей имеются ракеты различных типов и назначения, палубные самолеты и вертолеты. Общей для надводных кораблей и подводных лодок является их высокая оснащенность новейшим навигац. оборудованием, средствами связи дальнего действия и различными средствами радиоэлектроники. Важную роль играет авиация ВМФ, к-рая предназначена для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также транспортов противника. В состав ВМФ входят также береговые ракетно-артиллерийские войска (для обороны побережья) и морская пехота (для действий в составе мор. десантов).

Лит.: Энгельс Ф., Избр. воен. произведения, М., 1956; Кладо Н. Л., Введение в курс истории воен.-мор. искусства, СПБ, 1910; Петров М. Б., Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией воен.-мор. искусства, Л., 1927; Иванов Л. Н., Мор. соперничество империалистич. держав, М.–Л., 1936; Шесшов А. П., История воен. кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.–Л., 1940; Шведе Е. Е., Воен. флоты. 1939–1940. Справочник по воен.-мор. флотам иностр. гос-в, М., 1940; Еремеев Л. М., Шергин В., Подводные лодки иностр. флотов во второй мировой войне, М., 1962; История воен.-мор. искусства, т. 1–3, М., 1963; Боевой путь Советского Военно-Морского флота, [2 изд.], М., 1967; Потапов И. Н., Развитие воен.-мор. флотов в послевоен. период, М., 1971; Горшков С. Г., Воен.-мор. флоты в войнах и в мирное время, "Морской сборник", 1972, № 2–6, 8–12. См. также лит. при статьях "Русский военно-морской флот" и "Советский Военно-Морской Флот".

Л. М. Еремеев. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia