Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Троице-Сергиева лавра





ТРÓИЦЕ-СÉРГИЕВА ЛÁВРА – русский монастырь, основанный церк. и политич. деятелем "Сергием Радонежским" (в миру Варфоломей) ок. 1330–40. Первым игуменом монастыря был Митрофан (совершивший пострижение Сергия). Ок. 1353–92 игуменом Т.-С. л. был Сергий. С 1561 настоятели монастыря получают сан архимандрита и первое место среди настоятелей рус. монастырей. 8 июня 1744 монастырь по указу Синода стал лаврой. 1 окт. 1742 в Т.-С. л. была открыта семинария, а 1 окт. 1814 – духовная академия (находящиеся там и ныне). В 1920 на терр. Т. -С. л. был основан Загорский историко-художеств. музей- заповедник. С Т.-С. л. связаны многие события рус. истории. Сергий Радонежский активно участвовал в междукняжеской борьбе 2-й пол. 14 в. (на стороне моск. князей), в борьбе против тат.-монг. ига, в культурной жизни страны. Монахи монастыря были участниками феод. войны в России 2-й четв. 15 – нач. 17 вв. Т.-С. л. с 23 сент. 1608 по 12 янв. 1610 сковала значит.силы Лжедмитрия II (см. "Троицкая осада"). Т.-С. л. активно поддерживала первое земское ополчение, а затем нар. ополчение К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского. С 18 сент. до нач. нояб. 1682 здесь укрывалась царевна Софья со своими братьями Петром и Иваном. С 8 авг. по 6 окт. 1689 в Т.-С.л. находился Петр I (активно готовивший разгром заговора Софьи). По инициативе Т.-С. л. уже в 14 в. было основано более 30 монастырей в различных р-нах Сев.-Вост. Руси (в т. ч. московские Симоновский и Андрониковский, Савво-Сторожевский – под Звенигородом и др.). Т.-С. л. была крупнейшим землевладельцем. Уже к кон. 16 в. более чем в 30 уездах страны ей принадлежало св. 100 сел и более 2500 др. поселений с 214 тыс. дес. пахотной земли. В монастыре в 15–17 вв. сосредо- точивались огромные суммы, получаемые в виде вкладов, дарений, доходов от эксплуатации зависимого крест. населения и широкой торговли (хлебом, солью, рыбой, предметами произ-ва монастырских ремесленников и т. п.). В 14–17 вв. Т.-С. л. была одним из культурных центров страны. С Т.-С. л. были связаны крупнейшие рус. писатели 14–17 вв. – Епифаний Премудрый (автор ранней редакции Жития Сергия), Пахомий Логофет, в Т.-С. л. провел последние годы жизни Максим Грек, известными писателями 1-й трети 17 в. были Дионисий Зобниковский, Авраамий Палицын, кн. С. И. Шаховской, Симон Азарьин и Иоанн Наседка. В Т.-С. л. велась значит. работа по летописанию. Уже при жизни Сергия в Т.-С. л. возникла большая для того времени библиотека. С кон. 14 до нач. 17 вв. в Т.-С. л. находилась одна из крупнейших в стране "книгописных" мастерских. В 16–17 вв. – одна из крупнейших библиотек России, в большей части своей сохранившаяся до нашего времени (находится в рукописном отделе Гос. библиотеки им. В. И. Ленина). В Т.-С. л. творил Андрей Рублев (иконостас и роспись стен Троицкого собора), в 15 в. – мастер Амвросий. В 70–80-х гг. 17 в. для Т.-С. л. писали иконы Симон Ушаков, мастера московской и ярославской школ живописи. Огромные средства позволили Т.-С. л. вести интенсивное каменное строительство на протяжении 15–18 вв., в результате чего был создан неповторимый архитектурный ансамбль. Первой каменной постройкой в Т.-С. л. был Троицкий собор (1422–23, яркий образец раннемосковской архитектуры); в 1476 псковскими мастерами была воздвигнута Духовская церковь. В 40–50-х гг. 16 в. Т.-С. л. обносится каменными стенами (совр. вид приобрели уже в 17 в. в результате достроек, имеют 11 башен 16–19 вв. и четверо ворот), в 1547 были воздвигнуты 2 церкви вне ограды монастыря (Пятницкая и Введения Богородицы). В 1559–85 сооружен монументальный Успенский собор (роспись стен выполнена в 1684), великолепный образец соборных храмов московской школы 16 в.; в 1635–37 – здание Больничной палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия. В кон. 17 в. были созданы: Трапезная палата (1686–92), надвратная церковь Иоанна Предтечи (1692–99), царский дворец, т. н. Чертоги (кон. 17 в. с внутр. лепкой сер. 18 в. братьев Зиминых), надкладезная часовня (кон. 17 в.). К 18 в. относятся церкви – Михеевская (1734) и Смоленская (1746–48) и 88-м колокольня (1741–69, И. Шумахер, И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский). В Т.-С. л. на протяжении 15–18 вв. образовался уникальный по своему значению и содержанию архив, во многом сохранившийся до нашего времени (находится частично в ЦГАДА, большая часть – в рукописном отделе Гос. библиотеки им. В. И. Ленина).

Лит.: Бурейченко И. И., К истории основания Троице-Сергиева монастыря, в кн.: Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея- заповедника, в. 3, Загорск, 1960; Балдин В. И., Троице-Сергиева лавра, М., 1958; Лихачев Д. С, Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого, М.–Л., 1962; Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.

В. Д. Назаров. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia