СЕКУЛЯРИЗÁЦИЯ (франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь мирской, светский) 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин "С." впервые был употреблен при переговорах, предшествовавших
заключению Вестфальского мира 1648. В раннем средневековье С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности, передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому слою феодалов). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве
"Карлом Мартеллом", раздававшим конфискованные церк. земли в качестве
"бенефиция" военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими
"иконоборчество". В период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из способов освобождения королев. власти от церк. опеки и укрепления гос. финансов за счет доходов духовенства (напр., путем конфискации имущества ордена
"тамплиеров" в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. и была связана с
"Реформацией". Требование С., выдвигавшееся идеологами Реформации Дж.
"Уиклифом", Я.
"Гусом", М.
"Лютером", встретило поддержку со стороны части светских феодалов и феод. государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 15241525 нем. князья, присоединившиеся к Реформации, провели С. В 1525 гроссмейстер
"Тевтонского ордена" Альбрехт Бранденбургский секуляризовал земли ордена, образовав наследств. светское герцогство (Пруссию), вслед за этим были секуляризованы многочисл. церк. кн-ва Сев.-Вост. Германии (так была создана материальная база для возникающего прусского юнкерства).
"Аугсбургский религиозный мир 1555" узаконил С., произведенную в Германии до Пассауского договора 1552, но установил, что при последующем присоединении представителей духовенства к Реформации они теряют права на свои владения, к-рые возвращаются католич. церкви.
"Вестфальский мир 1648" санкционировал С., произведенную до 1624. С., проведенная в 1527 в Швеции (см.
"Вестеросские риксдаги"), содействовала укреплению королев. власти. С. в широком масштабе сопутствовала распространению цвинглианства и кальвинизма в швейц. кантонах. Реформация в Дании сопровождалась переходом церк. земель в руки короля (1536), затем С. была распространена на подвластные в то время Дании Норвегию (1536) и Исландию (154050). В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. были секуляризованы церк. земли в Голландии, они переходили в руки буржуазии, крестьяне, потерявшие права на свои прежние зем. наделы, превращались в краткосрочных арендаторов или батраков. Реформации в Англи также сопутствовала С. монаст. имуществ (153639); в результате распродажи секуляризованные королев. властью земли перешли во владение буржуазии и
"джентри". С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 71867). С. являлась существенным элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродаже их земель). Во 2-й пол. 18 в., в период разложения феод. системы, когда феод. гос-во пыталось приспособиться к бурж. отношениям и шло на уничтожение сверху наиболее обветшалых феод. ин-тов, С. являлась важным элементом его политики политика т. н. просвещенного абсолютизма (С., проведенная в Австрии
"Иосифом" II, в Португалии
"Помбалом", и др.).
Сокрушительный удар феод.собственности церкви нанесла Вел. франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церк.-монаст. земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира
(1801) Наполеон, чтобы вознаградить своих союзников из нем. князей, разрешил им секуляризовать церк. княжества; в результате проведенной Наполеоном в 180304 в Германии "медиатизации" (ликвидация мелких нем. гос-в и присоединение их терр. к более крупным) были уничтожены почти все церк. княжества и др. духовные владения. С. проводилась также в период объединения Италии (наиболее крупные в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. в 1870). Частичные С. производились в Португалии (1834 и 191011), Испании (1835, 1837 и 1932) и в др. гос-вах. Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось гос-ву. С. способствовала ликвидации остатков феод. собственности, укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки (напр., в Китае указ 710 о С. земель буддийских и даосийских монастырей, С. в 845 значит. части земель и рабов буддийских монастырей; С. в Турции в результате "Кемалистской революции" законы 192425; С. в Тунисе законы 195657; в Мексике законы 1833, 1856, конституция 1917). Однако С., проведенная феод. или бурж. гос-вами, означала лишь переход зем. собственности из одних рук в другие либо внутри класса феодалов, либо от одного господств. класса к другому классу буржуазии; сохранялась частная собственность на землю; нар. массы никакой материальной выгоды от С. не получали; иногда С. сопровождалась резким ухудшением положения значит. части крестьянства. Впервые С. была проведена в интересах народа лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции, когда церк. имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных социалистич. странах в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны крупное церк. землевладение было ликвидировано (см. в ст. "Монастыри").
Лит.: Савин Α., Англ. секуляризация, [М., 1908]; Архангельский С. И., Из истории агр. законодательства эпохи Вел. англ. революции, "ИАН", Отделение общественных наук, 1931, № 10; Brück Н., Geschichte der katholischen Kirche im 19. Jahrhundert, Bd 1, Mainz, 1902; Τatham G. В., The sale of episcopal lands during the Civil wars and commonwealth, "The English Historical Review"; 1908, v. 23, № 89; Lesne É., Histoire de la propriété ecclésiastique en France, t. 18, Lille P., 191043; Buholzer J., Die Säkularisationen katholischer Kirchengüter während des 18. und 19. Jahrhunderts, Luzern, 1921; Каllen G., Der Säkularisationsgedanke in seiner Auswirkung auf die Entwicklung der mittelalterlichen Kirchenverfassung, "Historisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft", 1924, Bd 44, S. 197210; Müssener H., Die Säkularisation der katholischen Kirche in Deutschland, Düsseldorf, [1928]; Lehnert H., Kirchengut und Reformation, Erlangen, 1935.
2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечет за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав. 3) С. наз. также освобождение культуры, науки от церк. опеки, церк. духовного влияния.
Б. Я. Рамм. Ленинград.