Сектантство (религиозное)
Социальная роль С. наиболее полно и действенно раскрывается в эпоху ср. веков, когда, как писал Энгельс, установилось "...верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности..." и "...всякая борьба против феодализма должна была тогда принимать религиозное облачение, направляться в первую очередь против церкви" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360 и т. 22, с. 307). Но и в ср.-век. обществе секты играли неодинаковую социальную роль в зависимости от того, выражали ли они интересы плебейско-крест., бюргерской или патриархальной оппозиции феодализму. Эволюция социальной роли С. и его форм происходила в зависимости от путей развития капитализма в недрах разлагающегося феод. строя, от наличия бóльших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политич. строе и обществ. сознании. Так, в условиях общественно-экономич. отсталости России С. в 18 1-й пол. 19 вв. (а в отдельных своих проявлениях и позднее) продолжало оставаться выражением политич. протеста, в то время как в развитых капиталистич. странах Запада С. все меньше играло роль демократич. движения, все больше эволюционируя в "респектабельные" бурж.-протестантские церкви. Когда же, вопреки объективным условиям, секты пытаются удержать первонач. принципы и структуру, они вырождаются в замкнутые косные кружки единомышленников, постепенно сходящие на нет и не имеющие никакого обществ. значения (напр., совр. анабаптистские группы в Швейцарии, Нидерландах, совр. христововерческие группы в рус. С. и др.). Секты, адаптировавшиеся на З. к новым условиям, представляют собой разновидность бурж.-протестантских церквей. От нац. церквей, возникших в результате Реформации, их отличает большее приспособление к чаяниям мелкой буржуазии, популярность в их среде социально-христ. доктрин, проповедь абстрактной гуманности, пацифизма, безнасильственного протеста. В области религ. воззрений и это тоже связано с идеологией и психологией мелкой буржуазии ряд сект широко проповедует эсхатологию, хилиазм (адвентисты, иеговисты), мистико-экстатич. формы культа (пятидесятники). Церковный строй большинства совр. сект основывается на принципах прямого членства, всеобщего священства и автономии общин. Наиболее распространенными формами С. (точнее "оцерковленных" сект) в современных государствах Европы и Америки являются: "методисты", "баптисты", "квакеры", "адвентисты", "пятидесятники", иеговисты (""свидетели Иеговы"").
В развитых капиталистич. странах С., отвлекающее нар. массы от политич. борьбы, подменяющее социальный протест религ. утешением, носит реакц. характер. В США, где секты имеют очень большое распространение, многие из них используются реакц. кругами для антикоммунистич. пропаганды (секты иеговистов, адвентистов, баптистов и др.). В колониальных и зависимых странах в ряде случаев С. переплетается с нар.-освободит. борьбой против колониализма. Так, в Юж. Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играют сложившиеся после 2-й мировой войны "синкретические секты" (Хоа-Хао, Као-Дао, Бинь-Ксуень), сочетающие нек-рые черты христианства, буддизма и даосизма. Характерно, что к антиколониальным мотивам ради успеха миссионерской деятельности прибегают в странах Африки и Азии секты баптистов, пятидесятников, адвентистов, представленные там сотнями тысяч последователей.
Социалистич. революции подорвали социальные корни религии, включая и С. Обладающее большим опытом миссионерской работы С. один из наиболее живучих религ. пережитков. Но ущербная тенденция его развития безусловна, она выявляется в значит. мере в изменениях, к-рые претерпевают секты в социалистич. странах, в первую очередь в СССР: сократилась не только общая численность сектантов, но уменьшается также контингент молодежи в сектах, значит. часть последователей совр. сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производит. труде, преим. женщины.
Сектантство в России. Религ. С. в России предшествовали антифеод. еретич. движения 1416 вв. стригольничество, новгородско-моск. ересь, ереси Башкина и Феодосия Косого. Это были гор. движения, не получившие отклика в крест. массах, и в силу общественно-экономич. отсталости России церкви и великокняжеской власти удалось пресечь их дальнейшее развитие. Религ.-обществ. движение, возникшее во 2-й пол. 17 в., т. н. "раскол", всколыхнуло и деревню. Осн. масса раскольников выражала оппозицию господств. церкви в форме староверия, не разрывая с основами православия и, как правило, не посягая на самый институт церкви. В кон. 17 в. возникает секта христововеров ("хлыстов") в р-нах нечерноземной полосы, где, в отличие от юж. черноземных р-нов, развивалась оброчная система эксплуатации, росли крест. промыслы и отходничество. Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатич. культом. Т. н. священные, а тем более церк. книги были отвергнуты и осн. заповедь нового учения гласила: "Святому духу верьте". Это был способ отвержения внеш. авторитетов, в первую очередь церкви. Наиболее крайним крылом христововерия явилась генетически связанная с ним секта "скопцов", появившаяся в конце 18 в. Тунеядству и роскоши господствующих классов была противопоставлена проповедь крайнего аскетизма. Это был путь иллюзорного отрицания окружающего мира. Между тем аскетизм христововерия и скопчества открывал возможность, прямо противоположную побудительным идеалам аскетов: самоограничение во всем образе жизни, отказ от семьи, отсутствие необходимости в наследств. дроблении имуществ все это создавало дополнит. возможности для накопления. Хлыстовско-скопческий аскетизм вырождался в бурж. бережливость и скопидомство. Во 2-й пол. 18 в. в условиях развития бурж. отношений в деревне, христововерческие и скопческие общины стали превращаться в орг-ции эксплуатации "людей божьих" своими же единоверцами.
В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышли глашатаи учения "духовного христианства", к-рое вскоре после своего возникновения подразделилось на духоборчество и молоканство. В последнем, наряду с однодворцами, а отчасти и помещичьими крестьянами, приняли заметное участие представители гор. "свободных сословий". "Духовное христианство" звало не к отказу от мира, а к устроению на земле "царства божия", основанного на равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов "духовного христианства" наиболее последовательно придерживались "духоборы". Священному писанию они не придавали значения. "Молокане", напротив, в основу своего учения клали Библию, толкование к-рой отличалось у них элементами рационализма. Развитие обществ. противоречий, сопровождавшееся захватом власти в общинах представителями купечества и зажиточного крестьянства, привело молоканство к расколу. В нач. 19 в. в нем выделился "донской толк", пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. На противоположном полюсе молоканства появилось течение, придерживавшееся идей утопич. социализма, создавшее в 30-х гг. 19 в. коммуну в Саратовской губ., а в 40-х гг. коммуну в Ленкоранском у. Бакинской губ. Это течение получило назв. "общих". В 3050-х гг. 19 в. выделилось "прыгунское" течение в молоканстве, отличавшееся мистико-экстатич. культом. Теми же противоречиями отмечена история духоборческого движения. Уже в поселениях на Молочных Водах сформировалась верхушка руководителей ("совет старейшин"), грубо попиравшая демократич. начала. Β 90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселенных в Тифлисской, Елизаветпольской губ. и Карской обл., происходила острая борьба, приведшая их к расколу на "Большую партию", объединившую трудовые низы духоборов, и "Малую партию", состоявшую преим. из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма, особенно зверских по отношению к духоборам, значит. часть их была вынуждена (в 189899) эмигрировать в Канаду.
При всем отличии учений и культа религ. сект, возникших в новый период рус. истории, но до реформы 1861, их объединял протест против порабощения человека человеком. Отсюда значение, к-рое было придано в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными силами осуществить "царство божие" на земле. Всем этим идеология С. обязана была крестьянскому демократизму своих участников.
Развитие капиталистич. отношений в пореформ. период сопровождалось оживлением религ. настроений среди крестьянства, вылившихся в т. н. штундизм. Это была широкая волна "религ. исканий", принимавшая разнообразные формы. С др. стороны, новые условия обществ. развития привели к кризису все направления рус. дореформ. С. Идея "царства божия" на земле уступала идее "небесной отчизны". Этика "добрых дел" как средство достижения и осуществления идеала "справедливости" сменялась учением о всесилии божеств. промысла, об извечной предопределенности человеческих судеб. Это соответствовало коренным изменениям, происходившим в общественно-экономическом строе, когда обнаженные отношения господства и подчинения, существовавшие при крепостничестве, вытеснялись отношениями экономического принуждения, действием безликих, слепых, разрушительных сил капитализма.
С кон. 60-х гг. 19 в. в Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в. адвентизм. Теологич. стержнем их учений была догма о предопределении. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых р-нов страны Украины, Юга России, Прибалтики. Несколько позднее в сев.-зап. и центр. губ. России распространяется "евангельское христианство" разновидность баптизма. Эти протестантские церкви вербовали свои кадры как из числа православных верующих, так и из, числа последователей дореформ. сектантских течений, особенно молоканства. В самих дореформ. сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церк. строй и придающие своим учениям характер догматич. систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелич. исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религ. течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими в религии социальный протест демократич. элементов. Это были религ. орг-ции, конкурировавшие с православной церковью, но не антагонистичные ей. Руководящие круги этих течений в ходе революции 190507 выдвинули социально- политич. программы, тождественные кадетской.
Чтобы помочь нар. элементам в С. вырваться из религ. ограниченности, II съезд РСДРП (1903) принял по предложению В. И. Ленина спец. резолюцию, в к-рой обращал "внимание всех членов партии на работу среди сектантов в целях привлечения их к социал-демократии". РСДРП проводила большую работу, направленную на политич. просвещение, расширение умственного и культурного кругозора сектантов. С этой целью наряду с работой парт. пропагандистов в янв. сент. 1904 в Женеве издавался с.-д. листок для сектантов под назв. "Рассвет" под ред. В. Д. "Бонч-Бруевича". В России демократич. формы религ. С. развились позже и оказались значительно долговечнее, чем соответств. формы С. в зап.-европ. странах. Условиями обществ.-экономич. отсталости объясняется не только отмеченная особенность, но и специфика социально-историч. роли религ. С. в России. Его устойчивая оппозиция самодержавно-крепостнич. строю так и не вылилась в революц. борьбу. Будучи формами социального протеста, рус. религ. секты в то же время являлись экономич. сообществами, отличавшимися разнообразием структур, но одинаково направленными на содействие превращению патриарх. крестьян в самостоят. товаропроизводителей в обход крепостнич. рогаток. Религ. С. сыграло заметную роль в развитии вширь капитализма в России.
Накануне Οкт. революции 1917 рус. С. имело до 1 млн. последователей, из них до 200 тыс. чел. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Победа социалистич. революции решительно подорвала социальные корни религии в стране. Проведенное в СССР отделение церкви от гос-ва и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские орг-ции в равное положение со всеми др. религ. культами. Являясь рафинированной формой религии и обладая большим опытом миссионерской работы, С. представляет собой один из наиболее цепких религ. пережитков. При всем том, абсолютная численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюц. временем снизилась не менее чем в 2 раза, а относительная численность (по отношению ко всему населению) в наст. время в 3 раза меньше, чем накануне Октября. Дореформ. секты, как и их позднейшие отпочкования молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли осн. массу последователей. Наблюдавшийся в первое послевоен. десятилетие рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты Свидетелей Иеговы (преим. в зап. областях Украины и Белоруссии), приостановился. В социально-демографич. структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. контингент молодежи снизился вдвое, также вдвое уменьшилась доля мужчин, среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в обществ.-производит. труде. Для идейного развития сов. общества закономерным является отход от всех форм религ. мировоззрения, в т. ч от С. Секты деятельно борются за продолжение своего существования. Последоват. борьба с С. чисто идейными средствами, без администрирования и оскорбления чувств верующих, остается важной задачей коммунистического воспитания.
Марксистская историография С. берет начало во 2-й пол. 90-х гг., когда В. И. Ленин высказал осн. положения об обществ.-политич. значении С. в России и его месте в борьбе демократич. сил. В разработку марксистско-ленинской историографии С. внесли свой вклад Г. В. Плеханов, В. Д. Бонч-Бруевич, M. H. Покровский. В исследованиях проблем С. после победы Οкт. революции в России можно выделить три периода: 1) с 1918 по 1926, когда парт. совещание при агитпропе ЦК ВКП(б) приняло тезисы "Сектантство и антирелиг. пропаганда" (см. "Коммунистич. просвещение", 1926, №№ 5, 6). В этот период складывались осн. теоретич. принципы исследования и идеологич. борьбы с религ. С. в новых историч. условиях, созданных победой социалистич. революции. В работах Бонч-Бруевича ("Кривое зеркало сектантства", М., 1922), П. А. Красикова ["На церк. фронте (19181923)", М., 1923] были разработаны принципы всестороннего учета социальной дифференциации С., внутр. противоречий в нем. В работах этого периода уделялось большое внимание выявлению политич. лица сектантских верхов, разоблачению их пособничества контрреволюц. буржуазии, их междунар. связей политич. характера. А. Т. Лукачевский дал марксистский очерк происхождения С., его обществ.-политич. роли в прошлом и в сов. условиях ("Сектантство прежде и теперь", М., 1925). Был разработан подход к исследованию С. и научно-атеистич. воспитанию, к-рый исходил из принципа морально-политич. единства всех трудящихся, верующих и неверующих, сформулирована задача приобщения сектантов к строительству новых форм обществ. жизни. Особенно важное значение для исследований религ. С. имели резолюция пленума ЦК РКП(б) от 9 авг. 1921, определявшая пути парт. политики в отношении к С., и резолюция XIII съезда РКП(б) "О работе в деревне" (1924). В этот период было положено начало конкретно-социологич. изучению С., к-рое проводилось на Украине, в Вост. Сибири, Дальневост. крае, Центр.-черноземных губ.
2) В 192736 расширился круг науч. интересов и развилась сама структура исследования С.: началось монографич. изучение истории и совр. состояния сект (см. лит. к статье), появились обобщающие работы по С. Дальнейшее развитие получили конкретные исследования, проводившиеся в Сибири, Сев. крае, Крыму, Тат. АССР, Ивановской, Воронежской и нек-рых др. обл. За это же время вышло много популярных брошюр. Вместе с тем в лит-ре о С. 30-х гг. начала сказываться вредная тенденция приобщения всего С. к лагерю бурж. контрреволюции. С кон. 30-х гг., а также в годы Вел. Отечеств. войны и в последующее десятилетие вместе с ослаблением антирелигиозной работы затормозилась и исследовательская разработка проблем С.
3) Новый, особенно результативный период развития сов. историографии начался с сер. 50-х гг. Как и на предыдущих этапах, лит-ра о С., появившаяся в 195567, тесно связана с жизнью, с задачами атеистич. воспитания. Новый период характеризуется постановкой мн. важных проблем филос., историч., этнографич. и психологич. изучения религ. С. Прилагаемая библиография дает представление о наиболее ценных работах. Имеются достижения в обл. филос. разработки проблем С., в частности в изучении и критике сектантских представлений о сущности и ценности человека, смысле жизни, этич. идеалов С., его отношения к культ. и науч. ценностям. Особенное развитие получили конкретно-социологич. исследования С., проводившиеся в 195967 в центр. обл. РСФСР, в ряде обл. Украинской, Белорусской, Казах. ССР. Значительно слабее ведется изучение истории С., хотя и здесь имеются положительные сдвиги. Этнографич. и психологич. исследования при всей их научной и практической важности остаются еще отсталым участком в изучении проблем С.
Лит.: Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, М., 1959; Путинцев Ф. М., Политич. роль и тактика сект, М., 1935; его же, Сектантство и антирелиг. пропаганда, [2 изд.], М., 1928; Клибанов А. И., История религ. сектантства в России (60-е гг. XIX в. 1917 г.), М., 1965; его же, Пятьдесят лет науч. исследования религ. сектантства, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 4, М., 1967; его же, Мат-лы о религ. сектантстве в послеокт. период в архиве В. Г. Черткова, Зап. отдела рукописей ГПВ им. В. И. Ленина, т. 28, М., 1966; Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Москаленко А. Т., Пятидесятники, М., 1966; Бартошевич Э. и Борисоглебский Е., Именем бога Иеговы, М., 1960; их же, Они ждут конца мира, М., 1963; Белов А. В., Адвентисты, М., 1964; Клибанов А. И. и Митрохин Л. Н., Раскол в современном баптизме, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 3, М., 1967; Совр. сектантство и его преодоление (по мат-лам экспедиции в Тамбовскую обл. в 1959 г.). Сб. ст., М., 1961 ("ВИРА", в. 9); Конкретные исследования соврем. религ. верований (методика, организация, результаты), М., 1967; Паррингтон В.-Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Welter G., Histoire de sectes chrétiennes, P., 1950; Chéry H.-Gh., L'offensive des sectes, P., 1954; Mayer F. E., The religions bodies of America, St-Louis, 1955; Hardon J. Α., The Protestant churches of America, Westminster, 1957; Hudson W. S., Baptist concepts of the church, Chi., 1959; Соlinοn Μ., Le phénomène des sectes au XX-e siècle, P., 1959.