Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Салтыков М. Е.





САЛТЫКÓВ (Салтыков-Щедрин), Михаил Евграфович (псевд. – Н. Щедрин) [15(27).I.1826 – 28.IV(10.V).1889] – рус. писатель. Род. в с. Спас-Угол Тверской губ. в дворянской семье. Окончил Царскосельский лицей (1844). Изучил философию Г. Гегеля и Л. Фейербаха, произв. утопистов-социалистов А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, В. Консидерана, интересовался историей, политич. экономией. Особенно значительным было влияние на формирование мировоззрения С. рус. лит-ры, критической мысли В. Г. Белинского и А. И. Герцена. С. сблизился с М. В. "Петрашевским", кружок к-рого посещал в 1845–47. После опубликования повестей "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848) был арестован и отправлен на обязат. службу в Вятку (1848–55). Идейное развитие С., получившего широкую известность антикрепостнич. "Губернскими очерками" (1856–57), шло в русле революционно-демократич. мировоззрения. Убедившись в полной бесполезности чиновничьей службы для целей социального прогресса (вице-губернатор в Рязани и Твери, 1858–61, и др.), С. целиком ушел в обществ.-лит. деятельность. В течение десятилетий С. (вместе с Н. А. Некрасовым) был последовательным продолжателем традиций Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, снискав славу гениального сатирика, глубокого мыслителя – публициста и лит. критика, организатора молодых творч. сил в ""Современнике"" (1862–64) и ""Отечественных записках"" (1868–84). Не будучи профессионалом-историком, С. не создал законченную концепцию русской истории. Роль С. в развитии исторической науки состояла прежде всего в том, что он, обладая солидными историч. познаниями, с необычайной глубиной рассмотрел нек-рые из гл. проблем рус. истории, своим творчеством формировал науч. критерии в оценке истории. Воодушевляющей идеей С. была идея историч. прогресса. С. в принципе верил в возможность и победу нар. революции в России. Но историч. опыт освободит. движения убеждал его, что крест. массы к революции не готовы. Гл. задачу своей эпохи С. видел в том, чтобы разъяснить народу подлинные причины его страданий, помочь осознать истинные масштабы зла и свои собств. силы активного творца истории. Проблема ликвидации царизма стояла в центре внимания С.

С. был противником "государственной школы" и историков славянофильского направления (см. "Славянофилы"). Считая руководящей целью науки установление внутр. закономерности историч. развития, С. отвергал позитивизм и эмпиризм, но ценил историч. док-т, был постоянным читателем ""Русского архива"", ""Русской старины"", многочисл. историч. сборников, публикаций. Сотрудничая в "Отечеств. записках" с теоретиками народничества (П. Л. "Лавров", Н. К. "Михайловский" и др.), С. идейно сближался с ними, хотя отрицал концепцию об особом пути развития России. С. критиковал слабые стороны утопич. социализма, во взглядах Фурье и Чернышевского отметил уклонение от подлинного историзма, поспешное и слишком детальное "усчитывание" примет историч. будущего ("Наша общественная жизнь", "Письма о провинции"). С. правильно понял осн. историч. тенденцию эпохи: замену помещичьего закрепощения – закрепощением "чумазовским", т.е. капиталистическим. В художеств. и публицистич. соч. С. глубоко исследуются крепостное право, разные стороны помещичьего хозяйствования ("Губернские очерки", "Господа Головлевы", "Пошехонская старина"); различные формы росс. капитализма ("Убежище Монрепо", "Благонамеренные речи", "За рубежом", "Мелочи жизни"); правительств. политика, чиновничество ("История одного города", "Помпадуры и помпадурши", "Господа ташкентцы"); политич. двоедушие либерализма ("Дневник провинциала в Петербурге", "Современная идиллия", "Письма к тетеньке", "Сказки"). "...Невозможно понять историю России во второй половине XIX века, – заявлял М. Горький, – без помощи Щедрина" ("История рус. лит-ры", Архив А. М. Горького, [т. 1],1939, с. 274).

С. умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1–20, М., 1933–41; Собр. соч. в 20 тт., т. 1–6, М., 1965–68 –.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 236); Семевский В. И., Крепостное право и крест. реформа в произв. М. Салтыкова, П., 1917; Maкашин С. Α., Салтыков-Щедрин. Биография, 2 изд., т. 1, М., 1951; Кирпотин В. Я., M. E. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1955; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М.–Л., 1959; Левита Р. Я., Обществ.-экономич. взгляды M. E. Салтыкова-Щедрина, Калуга, 1961; Покусаев Е. И., Революц. сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Τурков Α., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Добровольский Л. М. и Лавров В. М., Библиография M. E. Салтыкова-Щедрина, т. 1, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография лит-ры о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848–1917, М.–Л., 1961; Баскаков В. Н., Библиография лит-ры о M. E. Салтыкове-Щедрине. 1918–1965, М.–Л., 1966.

Е. И. Покусаев. Саратов.



Еще в энциклопедиях